• Добро пожаловать

    23.06.11 18:56
  • Что наша жизнь?

    23.06.11 18:57
  • У вас получится!

    23.06.11 18:57
  • Наши авторы

    23.06.11 19:29
  • Работает библиотека

    23.06.11 19:36

Авторизация

Подскажите друзьям

Каталоги

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
БКНС Каталог сайтов Кожор

Общество

    АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ

ЗАПИСКИ ЛЕНИНГРАДЦА  ЧАСТЬ 10 

После  института  я  пошёл  работать  на  завод.  Это  были  времена,  когда  запуски  космических  кораблей  уже  производились  регулярно,  но  ещё  являлись  большим  достижением  отечественной  науки  и  техники.  После  очередного  удачного  запуска  с  экранов  телевизоров  и  по  радио  руководство  страны  поздравляло  руководителей  запуска,  разработчиков,  космонавтов  и  работников  всех  предприятий,  принимавших  участие  в  подготовке  полёта.  Я  был  очень  горд,  что  был  одним  из  тех  безымянных  работников,  внесших  свою  маленькую  лепту  в  столь  важное  событие.  С  тех  пор,  вся  моя  жизнь  посвящена  производству.  Когда  современные  работники  «оборонки»  говорят,  что  боятся  своего  увольнения,  если  они  по  своей  малограмотности  допустят  какую-то  ошибку,  а  не  того,  что  очередной  запуск  не  получится,  мне  за  них  становится  стыдно.

    «…Сегодня  мы  не  на  параде.

          Мы  к  Коммунизму  на  пути.

         В  Коммунистической  бригаде

         С  нами  Ленин  впереди.»

   1  мая  и  7  ноября  в  городе,  как  и  по  всей  стране,  проводились  демонстрации  трудящихся.  Тогда  нам  говорили,  что  так  мы  солидаризируемся  с  трудящимися всего  мира. Теперь  это  вызывает  улыбку.  Но  было  в  этом  что-то  очень  большое  и очень  нужное.  Десятки  тысяч  людей  выходили  на  улицу.  Они  строились  в  колонны и  двигались  в  сторону  Дворцовой  площади.  Каждое  предприятие  формировало  свою  колонну.  В  каждой  колонне  была  своя  фишка.  У  кого-то  это  был  празднично  украшенный  грузовик  с  названием  предприятия,  а  нашу колонну  возглавлял  оркестр  с  девушками-барабанщицами  в  гусарской  форме.  Это  теперь  таких  много,  а  тогда они  были  только  у  нас. 

 

    С  детских  лет  мне  запомнилось  творение  Октябрьского  электровагоноремонтного  завода.  Во  главе  их  колонны  ехал  задрапированный  грузовик.  Над  его  кабиной  и  кузовом  был  устроен  постамент,  на  котором  возвышалась  модель  электрички.  Тогда  я  ещё  не  знал,  что  этот  завод  вырос  из  основанного  в  1825  году  Александровского  чугунолитейного  завода.  Это  на  этом  заводе  были  изготовлены  конструкции  перекрытий  Александринского  театра  и  Зимнего  дворца,  скульптурные  композиции  арки  Главного  штаба,  Нарвских  и  Московских  триумфальных  ворот.  В  1830  году  на  заводе  был  построен  один  из  первых  русских  пароходов  «Нева»,  в  1834  году  первая  металлическая  подводная  лодка,  в  1845  году  первый  отечественный  магистральный  паровоз.  Вскоре  за  ними  последовал  железнодорожный  вагон.  Я  же  встречал  шильдики  с  названием  завода  на  вагонах  Ленинградского  метрополитена. 

   Из  уличных  репродукторов  неслась  бравурная  музыка.  Когда  колонны  проходили  по  площади,  специальный  диктор  называл  предприятия,  рассказывал  об  их  достижениях  и  поздравлял  сотрудников.  Я  шел  и  слушал  названия  известных  по  всему  миру  предприятий:  Кировский  завод,  завод  имени  Свердлова,  Металлический  завод,  завод  Русский  дизель,  завод  Подъёмно-транспортного  оборудования,  Центральный  котлотурбинный  институт.  У  каждого  из  них  богатая  история.  Между  ними  называли  мелкие  предприятия.  Колонна,  чьё  предприятие  называли,  кричала  ура.  После  завершения  демонстрации,  люди  «кучковались»,  поздравляли  друг  друга,  самые  не  терпеливые  начинали  поздравляться  еще  перед  началом  демонстрации,  и  шли  домой  продолжать  праздновать  в  кругу  семьи  за  торжественно  накрытым  столом.  Кто-то  скажет,  что  эти  праздники  были  наполнены  фальшью.  Члены  партии  и  комсомольцы  были  обязаны  участвовать  в  демонстрации.  Руководители  предприятий  и  подразделений  были  обязаны  обеспечить  явку  людей.  Самое  трудное  было  найти  тех,  кто  согласен,  всю  дорогу,  нести  флаги,  транспаранты,  портреты  членов  политбюро.  Этот  рациональный  человек  прав.  А  когда-нибудь  он  испытывал  ощущение  того,  что  является  частью  потока,  ежедневно  строящего  светлое  будущее  для  наших  потомков.  «Маленький»  человек,  касаясь  плечом  плеча  соседа,  физически  ощущает  свою  причастность  к  общегосударственному  делу.  Может  ли  этот  рациональный  человек  сказать,  где  и  когда  современный  «маленький»  человек  может  получить  такие  же  ощущения.   В  современном  обществе  каждый  работает  на  себя,  и  свои  мелкие  проблемы  решает  сам,  оказавшись  с  ними  один  на  один.  Если  бы  у  меня  спросили:  «Как  бы  отреагировал  на  советские  демонстрации  трудящихся  основатель  нашего  города?»  -  я  думаю,  что  он  был  бы  доволен. 

 

    АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ

ЗАПИСКИ ЛЕНИГРАДЦА ЧАСТЬ 9 

Санкт- Петербург  называют  городом  дворцов  и  музеев.  В  городе  строили  дворцы,  храмы,  жилые  дома  выдающиеся  архитекторы  своего  времени.  Первым  крупным  градостроителем  явился  П.Еропкин. Затем  Д.Трезини,  Б.Растрелли,  С.Чевакинский,  И.Коробов,  А.Ринальди,   А.Кокоринов,  В.Деламот,  Ю.Фельтен,  В.Баженов,  И.Старов,  Д.Кваренги,  А.Воронихин,  Тома  де  Томон,  А.Захаров,  К.Росси,  В.Стасов,  О.Монферан  их  помощники  и  последователи  создали  характерный  городской  архитектурный  ансамбль. Петропавловская  крепость,  Летний  дворец  Петра  I,  Меньшиковский  дворец,  Зимний  дворец,  Таврический  дворец,  Мраморный  дворец,  Аничков  дворец,  Инженерный  замок,  Александро-Невская  лавра,  Исаакиевский,  Петропавловский,  Казанский,  Никольский,  Смольный,  Преображенский,  Владимирский  соборы,  Спас  на  крови  и  многие  другие  шедевры  не  могут  быть  мною  описаны.  Их  надо  видеть.  Мне  нравится  ходить  по  городу.  Ему  всего  три  века,  но  у  него  такая  богатая  история.    

 Однажды  судьба  привела  меня  в  старинный  город  Тверь.  Гуляя  по  городу,  я  вышел  на  берег  Волги  и  обомлел.  Архитектурный  ансамбль  на  противоположном  берегу  показался  мне  очень  знакомым,  почти  родным.  Оказалось,  что  его  создали  после  крупного  пожара,  присланные  Екатериной  II,  петербургские  архитекторы.  Так,  прожив  на  белом  свете  четыре  десятка  лет,  я  ощутил  гордость  за  свой  город.

     Однако,  Пётр  I-й  строил  не  просто  столичный  город.  Решив,  как  сказал  А.С.Пушкин:  «Ногою  твёрдо  стать  при  море»,  -  он  заложил  промышленные  предприятия.  О  первых  верфях  я  упоминал  выше,  но  для  оснащения  флота  были  нужны  и  другие  предприятия.  О  них  нам  рассказывают  названия  улиц.

   Одно  из  старейших  городских  названий.  Батальонный  переулок.  Здесь  располагалась  слобода  рабочего  батальона,  который  строил  в  ведомстве  «Канцелярии  от  строений  в  Санкт-Петербурге».

    Большая  Зеленина,  Малая  Зеленина  и  Глухая  Зеленина  напоминают  о  находившемся  здесь  в  семнадцатом  веке  казённом  пороховом  заводе. 

   Другой  пороховой  завод  был  расположен  Петром  на  реке  Охте  и  начал  работать  в  1716  году.  Вместе  с  построенным  на  её  притоке  Луппе  в  1723  году  третьим  заводом,  они  дали  название  району  города  -  Пороховые.  Там  находятся  Пороховские  улицы.

   Литейный  проспект  получил  своё  имя  от  основанного  здесь  в  1711  году  Литейно-пушечного  двора.  Первые  медные  пушки  были  отлиты  на  нём  в  1713  году.    

   В  Моховую  улицу  в  1840  году  была  переименована,  для  благозвучности,  Хамовая  улица.  Сюда  в  1711  году  был  переведён  из  Москвы  Хамовный  двор  (ткацкие  мастерские).    

  Имя  Сахарного  переулка  связано  с  построенным  здесь  в  1718  году  московским  промышленником  Павлом  Вестовым  первым  в  городе  Сахарным  двором,  на  котором    из  сахара-сырца  производился  рафинад. 

  В  1722  году  на  Аптекарском  острове  была  основана  «Мастеровая  изба»,  в  которой  изготовлялись  медицинские  инструменты.  Из  неё  в  19  веке  возник  инструментальный  завод,  позднее  «Красногвардеец».  А  улица,  на  которой  он  стоит,  называется  Инструментальная.

  Малая  монетная  и  Большая  монетная  улицы  образовывали  слободу,  в  которой  жили  работники  Монетного  двора.  Привезённые  из  Москвы  мастера  отчеканили  на  нём  первую  монету  в  1724  году.

  В  1744  году  был  основан  фарфоровый  завод.  Его  первым  директором  был  один  из  создателей  русского  фарфора  М.В.Ломоносов.  От  Фарфоровской  колонии  происходит  Фарфоровская  улица.

  Название  Гончарной  улицы  произошло  от  построенного  в  1747  году  «Гончарного  завода  разных  людей».

  АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ
                            ЗАПИСКИ ЛЕНИНГРАДЦА ЧАСТЬ 8 

    Окончив  школу,  я  поступил  в  Ленинградский  Электротехнический  институт  имени  В.И.Ульянова  на  радиотехнический  факультет. 

 

Первый  корпус института  внешне  напоминает  дворец  или  храм  науки.  Именно  в  саду  этого  вуза преподаватель  Кронштадских  минных  классов  Александр  Степанович  Попов  проводил  свои  первые  опыты  по  передаче  радиосигнала  на  расстояние. 

 

Позже  он  стал  первым  выборным  ректором  института.

 

 В  этом  вузе  преподавал  один  из  создателей  знаменитого  плана  злектрификации  всей  России (ГОЭЛРО)  Г.О.Графтио.  Бывая  в  городе  Волхове,  я  всегда  любуюсь  его  детищем  - Волховской  ГЭС.  В  годы  блокады  от  двух  последних  её  генераторов  по  уложенному  на  дно  Ладоги  кабелю  в  Ленинград  подавали  электрический  ток.  Очень  приято  сознавать,  что  мне  повезло  заниматься  в  тех  аудиториях,  где  когда-то  преподавали  такие  выдающиеся  учёные,  как  В.П. Вологдин,  М.А.Шателен,  Я.М.Гаккель,  А.Ф.Шорин,  Н.П.Богородицкий.  Я  учился  по  учебникам,  написанным  уже  их  учениками.  Однажды,  мне  довелось  зайти  на  минутку  за  какими-то  документами  на  квартиру  профессора  И.В.Бринёва.  Очевидно,  в  ней  шёл  ремонт.  На  всю  жизнь  мне  запомнилась  огромная  проходная  комната,  весь  пол  в  которой  был  заложен  стопками  книг  высотой  по  пояс  с  узкими,  как  траншеи,  проходами  между  ними.  С  тех  пор  в  моём  сознании  образ  профессора  связывается  с  огромным  количеством  книг.  Говорят,  что  Интернет  даёт  более  простой  доступ  к  такому  же  объёму  информации,  но  ведь  каждая  книга  имеет  свою  историю,  свою  судьбу,  свою  душу.  Наверняка  и  сейчас  есть  выдающиеся  профессора,  но  они  уже  другой  формации,  а  я  счастлив,  что  слегка  прикоснулся  к  тем  корифеям  науки. 

   Параллельно  с  учёбой,  я  работал  в  секторе  по  истории  при  комитете  комсомола  института.  В  институтской  многотиражке  была  напечатана  моя  первая  статья  о  истории  коммуны ЛЭТИ.  Итогом  нашей  работы  явилась  приуроченная  к  шестидесятилетию  Комсомола  выставка,  посвящённая  всем  поколениям  комсомольцев-лэтийцев.  Наши  имена,  как  говорится,  остались  за  кадром,  но  мне  не  обидно.  Ведь  на  тот  момент  мы  были  всего  лишь  желторотые  студенты  и  ещё  ничем  не  прославились.  Однажды,  ещё  до  революции,  перед  студентами  и  преподавателями  института  выступал  В.И.Ленин.  Я  несколько  лет  слушал  лекции  именно  в  этой  аудитории  №111,  а  мой  рабочий  стол  находился  именно  в  той  комнате,  где  Ленин  скрывался  от  шпиков  царской  охранки  перед  своим  выступлением. 

  После  Великой  Отечественной  войны,  в  институте  была  образована  Военно-морская  кафедра.  Возможно  потому,  что  в  годы  блокады  рядом  с  институтскими  корпусами  располагался  командный  пункт  Краснознамённого  Балтийского  флота.  

  Выпускники  ЛЭТИ  прославились  не  только  на  профессиональном  поприще.  Известный,  возможно сейчас  подзабытый,  композитор  Александр  Колкер  громко  заявил  о  своём  таланте,  создав  вместе  с  Кимом  Рыжовым  музыкальную  постановку  «Весна  в  ЛЭТИ». 

     АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ
                               ЗАПИСКИ ЛЕНИНГРАДЦА  ЧАСТЬ 7 
С  раннего  детства  я  узнавал  разные  факты,  связанные  с  историей  города  и  флота.  Постепенно  они  складывались,  как  мозаика,  в  большую  картинку.
  Основатель  города  Пётр  первый  «прорубал»  окно  в  Европу.  Ему  был  нужен  город-порт,  центр  судостроения,  для  обеспечения  выхода  России  на  Балтику.  Не  случайно  на  гербе  города  изображены  морской  и  речной  якоря.  
   Второй  стройкой  нового  города  стало,  начатое  в  1704  году,  строительство  крепости-верфи  Адмиралтейства.  Первое,  деревянное,  Адмиралтейство  было  построено  по  замыслу  и  чертежам  Петра  первого.  Последний,  третий  вариант  здания  принадлежит  гению    выдающегося  русского  зодчего  Андриана  Захарова.   Много  лет  здесь  строились  корабли  для  Балтийского  флота.  С  развитием  производства  оно  устарело.  Строительство  кораблей  на  нём  было  прекращено  в  1844  году.  Здание  адмиралтейства  с  корабликом  на  шпиле  стало  нести  только  административные  функции.  Здесь,  в  разные  годы,  располагались  различные  флотские  учреждения.  Само  здание  стало  архитектурным  памятником  и  символом  Российского  флота.  Именно  шпиль  адмиралтейства  изображён  на  медали  «За  оборону  Ленинграда».  
   Связь  города  и  флота  не разделима.  В  городе  строились  корабли.  В  городе  чествовали  победы  флота.  На  улице  Пестеля  стоит  Пантелеймоновская  церковь.  Это  единственное  строение,  уцелевшее  до  наших  дней,  из  комплекса  зданий 
 
             Пантелеймоновская  церковь.                                  
существовавшей  в  начале  18-го  века  на  этом  месте  Партикулярной  верфи.  На  верфи  строились  небольшие  суда  для  жителей  города.  Церковь  построена  в  1735  -  1739  году  по  проекту  архитектора  Коробова  в  память  о  победах  молодого  русского  флота  при  Гангуте  и  Гренгаме.  В  1946  году  торцевая  стена  дома  напротив  Пантелеймоновской  церкви  оформлена  в  виде  мемориальной  доски  посвящённой  героической  обороне  полуострова  Ханко  (Гангут)  в  1941  году.  Так  была  подчёркнута  преемственность  традиций  разных  поколений  русских  моряков.
     В  1711  году  в  устье  Большой  Невы  была  заложена  Галерная  (Ново-Адмиралтейская)  верфь.  На  выросшем  из  неё  крупном  судостроительном  заводе 
 
                                                   Одна  из  проходных  завода.
(Адмиралтейские  верфи)  до  сих  пор  строятся  корабли  для  флота.  Для  того,  чтобы  
освободить  под  коммерческое  строительство  новые  территории  в  центре  города,  его  
хотят  переместить  в  Кронштадт.  Я  не  экономист.  Я  не  политик.  Я  опытный  
производственник  и  вижу  в  этом  попытку  нанести  ещё  один  удар  по  связи  города  с  морским  делом.  После  трагического  сражения  русской  эскадры  в  1904  году  около  острова  Цусима,  на  Ново-Адмиралтейском  острове  был  построен  храм  Спаса  на  водах.  На  его  внутренних  стенах  располагались  памятные  доски  с  именами  всех  погибших  моряков.  К  сожалению,  Советская  власть  в  тридцатые  годы  двадцатого  века  разрушила  этот  храм.  Очевидно,  пытаясь  компенсировать  эту  подлость,  в  1946  году  она  наградила  доживших  до  этого  участников  Русско-Японской  войны  медалью  «За  победу  над  Японией».  Сейчас  на  месте  храма  поставлена  часовня.
    В  1721  году  при  впадении   в  Неву  Большой  Охты,  на  месте  новгородского  селения  Невское  устье,  позднее  шведской  крепости  Ниеншанц,  была  заложена  Охтинская  верфь,  позднее  Петрозавод.  Современной  России  он  оказался  не  нужен.  На  этом  месте  захотели  построить  высотное  здание  «Охта-центр».  Разрушили  все  постройки,  раскопали  культурный  слой  17-го  века.  К  счастью,  в  этот  раз  здравый  смысл  победил.  Стройку  отменили.  Надеюсь,  что  на  этом  месте  появится  музей. 

       АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ  

Недавно  я  узнал  об  уходе  из  жизни  близкого  нашей  семье  человека.  Это  однополчанин  отца.  И  тут  в  голову  пришло  осознание  того,  что  уходит  из  жизни  поколение  людей,  повлиявших  на  формирование  моей  личности.  Все  они  участники  Великой  Отечественной  войны.  Захотелось  назвать  их  поимённо,  и  выразить  им  свою  благодарность.

 

  Воспитание  подрастающего  поколения,  дело  очень  сложное.   Важную  роль  в  нём  играют  родители.  Мои  -  не  были  педагогами.  Я  -  поздний  ребёнок  в  семье  фронтовика  и  блокадницы.  Они  воспитывали  меня  исподволь,  своим  примером. Мама,  Дмитриева  Лидия  Георгиевна  ещё  в  детстве  привила  мне  любовь  к  грампластинкам.  Став  сначала  их  слушателем,  потом  почитателем,  затем  коллекционером,  я,  до  самого  развала  индустрии  производства  пластинок,  посещал  магазины  фирмы  «Мелодия»  не  реже  раза  в  неделю.  Чуть  позже  она  научила  меня  ощущать  красоту  природы,  слышать  звуки  леса,  луга,  любить  их  обитателей.  Она  же  заразила  меня  любовью  к  книге.  Электронная  книга  удобна  своей  доступностью,  но  она  не  имеет  запаха  свежей  типографской  краски,  и  не  похрустывает  при  перелистывании  страниц.  Старая  же  книга  может  рассказать  пытливому  читателю  свою  судьбу,  а  иногда  и  про  своих  прежних  владельцев.  В  юности,  когда  у  нас  появилась  дача,  мама  умудрилась  мне,  городскому  жителю,  привить  любовь  к  труду  на  земле.  Как  человек,  голодавший  в  блокированном  Ленинграде,  она  вложила  в  моё  сознание  необходимость  заготовок  продуктов  на  зиму,  или  на  чёрный  день.  Солёные  огурцы,  квашеная  капуста,  маринованные  овощи,  сушёные,  солёные,  маринованные,  замороженные  грибы,  кабачки,  тыквы,  патиссоны,  различное   варенье  до  сих  пор  заготавливаются  в  нашем  доме.  Она  же  познакомила  меня  с  простейшей  кулинарией.  В  её  поступках  всегда  выдерживался  баланс  между  безмерной  материнской  заботой  о  своём  чаде  и  прививанием  навыков  самостоятельности.  К  сожалению,  всё  это  я  оценил  много  позже,  когда  она  ушла  в  мир  иной.