Дневник на стол!
Детский коллектив - крайне интересный объект для наблюдения. С одной стороны, это маленькая модель взрослого общества со всеми его проблемами, а с другой - иногда совершенно непонятное для взрослых сообщество, живущее по своим законам.
Ко многим вещам дети относятся не так, как взрослые. На мой взгляд, один из таких интересных моментов – это то, как мы и дети оцениваем окружающих нас людей, определяем, кто для нас авторитетен, а кто нет.
Авторитет, как известно, то человеческое качество, которое все мы хотели бы иметь и, имея, преумножать. Почему один человек авторитетен, а другой нет? Люди отвечают на этот вопрос по-разному, но во взрослом коллективе всё более-менее ясно.
Ты умный, честный, добрый, сильный, надёжный, ответственный - значит мы тебя уважаем. Это универсальные качества авторитета в любом обществе. Дальше могут быть рассмотрены варианты в зависимости от приоритетов людей: богатый, сильный физически, безрассудно смелый, лучше всех бьющий чечётку и далее по интересам.
Главное то, что взрослые люди почти всегда могут чётко объяснить, почему кто-то для них авторитетен, а кто-то нет. К тому же, во взрослом коллективе не так уж часто встречаются ситуации абсолютного авторитета у одних людей и его полное отсутствие у других.
Совсем другое дело - детский коллектив. Тут действуют другие законы. И какие – часто совершенно непонятно. Уже в детсадовских группах можно наблюдать разную степень авторитета у детей в сообществе. Как правило, это деление не слишком очевидно, и сама ситуация нестабильна: вчера все тебя любили, а сегодня с тобой никто не хочет играть.
В начальной школе процесс распределения детей на иерархической лестнице авторитета продолжается. Но опять же, проблема не столь остра и обычно не вызывает большого беспокойства ни у самих детей, ни у их родителей.