Posted in
Культура -
Удивительное-рядом
"Самое важное в жизни человека-связь с природой.Лик Родины-это пейзаж,который окружает с детства,формирует национальный характер и передает тайные мысли,настроение и любовь к жизни.
Всеми любимы пейзажи Саврасова,Левитана,Шишкина,Федора Васильева,Нестерова,Колесникова и Горбатова.Когда я посмотрел миниатюрные работы-пейзажи,написанные Владимиром Глебовичем Никоновым,-я с новой силой испытал чувство любви к нашему столь милому сердцу пейзажу средней полосы России.Художник влюблен в русскую природу,в бескрайние дали с храмами на косогорах,в голубые весны, в разливы рек,в золото осенних листьев.Отрадно видеть,что любовь к искусству и русской земле,русской деревне и русскому лесу явилась свидетельством таланта художника,математика по профессии, и именно любовь к Божьему миру отличает его работы от работ многих художников-профессионалов,которые ставят себя в природе,а не природу в себе." Илья ГЛАЗУНОВ
Листая старые журналистские блокноты и записные книжки,порой наталкиваешься на свидетельства удивительных встреч,которые подарила судьба.По тем или иным причинам в круговерти жизни нашего бурного века об этих встречах не смог рассказать читателю несколько лет назад:то места в газете не хватило,то другие дела и заботы одолели.А подспудно зреет и зреет необходимость такого рассказа.
С Владимиром Глебовичем Никоновым мне посчастливилось познакомиться несколько лет назад в Москве,в редакции газеты "Красная Звезда".Замечательной скромности человек принес тогда на один из редакционных "четвергов" несколько своих живописных миниатюр.Достаточно было только взглянуть на них,чтобы навсегда попасть в плен их притягивающей красоты... И потом,бывая на его выставках,беседуя об искусстве и жизни,мне неоднократно доводилось убеждаться в том,что талантливый человек талантлив во всем.
Владимир Глебович Никонов родился в 1949 году в Москве.В юности он не помышлял стать художником,хотя уже тогда яркая печать необычайного дарования,что называется,была заметна невооруженныи глазом.Однако,пересилила любовь к математике.Владимир Никонов стал одним из крупнейших криптографов(специалистов по шифрам) мира.Долгие годы были отданы научной работе в криптографии и прикладной математике.Дотошный читатель поймет,что шифровальное дело-прерогатива спецслужб,и-не ошибется.Владимир Глебович-полковник Федеральной службы безопасности России,доктор физико-математических наук,профессор Института имени Ю.В.Андропова,академик Международной академии информатизации,ученый-математик с мировым именем.Сотни его учеников продолжают традиции российской школы криптографии.
-Есть какая-то магия в цифрах,завораживающая и увлекающая,-заметил он как-то в беседе.-Тайны шифров-это всегда вызов исследователю.Хотя заниматься приходится не только кодовыми комбинациями,но и,например,разгадкой тайн древних рукописей,исчезнувших языков,структурным анализом дошедших до нас памятников литературы давно минувших веков.
-А правда,что шифры наших разведчиков не поддавались расшифровке фашистами?Да и сейчас,наверное,даже суперкомпьютеры не совладают с современными достижениями криптографии?-не унимался я,расспрашивая"живую легенду" советской разведки.
-Рассказывать обо всем этом очень долго,да и не стоит.Пока,-улыбался в ответ Владимир Глебович.-Скажу лишь,что пресловутые "Юстас-Алексу" гестапо так и не смогло прочитать.У нас всегда была самая передовая школа криптографии в мире.
Вот так.Так что,не только в области балета...
В то время работы Владимира Никонова по существу представляли новое имя в современной пейзажной живописи. Художник как автор оригинальной живописной миниатюры,выполненной в технике масляной живописи по грунтованному картону,был в большей мере известен коллекционерам и знатокам,нежели широкому кругу любителей искусства. Сама техника живописной миниатюры,ныне почти забытая,придает особое очарование произведениям художника.Его лирические пейзажи камерны,интимны не только благодаря своему размеру,но и по эмоциональному диапазону художественного образа.Они предполагают дружеское соседство со зрителем не в отстраненном пространстве музейной экспозиции,а в небольшом частном интерьере кабинета или гостиной.Миниатюры располагают к спокойному всматриванию,созерцанию и несколько элегическому сопереживанию поэтического образа,созданного художником. В своем творчестве Владимир Никонов удачно избегает живописной приблизительности маленького эскиза м нарочитой "красивости" сувенирных пейзажей художественных салонов.В то же время,жанр миниатюры позволяет художнику соединить свежесть и непосредственность этюда с законченностью картины.Работая на пленэре,автор в своих пейзажах стремится не растерять достоверность увиденного,уловить и запечатлеть сложные,преходящие явления природы,обозначить кистью скрытую жизнь натуры.
-Моя техника живописи маслом,-рассказывал Владимир Глебович,-позволяет на сравнительно малом поле уловить тонкие цветовые соотношения,передать не только мельчайшие детали,но и особую влажность и светоносность атмосферы.Творчество старых мастеров Саврасова,Шишкина,Поленова,Левитана и особенно близкого по духу Похитонова и определило мои художественные взгляды и ценности.
Владимир Никонов вновь и вновь пишет Новодевичий монастырь,маленькие храмы Подмосковья и древнерусских городов или пронизанные литературно-художественными ассоциациями виды русских усадеб,пушкинские места,крымские уголки,домик Бестужева в далеком Дербенте.Излюбленные мотивы его пейзажей уже сами по себе причастны к вечным ценностям отечественной культуры.Счастливая для художника и зрителя сопричастность с художественным наследием,с красотой родной природы усиливается благодаря спокойной реалистической манере и лирическим интонациям в талантливых пейзажах Владимира Никонова.
Пейзажи мастера неоднократно экспонировались в Москве и за рубежом.Многие работы находятся в российских частных коллекциях,а также в Англии,США,Швейцарии,Швеции,Франции,Германии,Италии,Китае,Болгарии и других странах.
Художник не раз бывал у нас в Крыму,отдыхал,писал крымские пейзажи,встречался с друзьями.И светом своего обаяния,душевности в общении щедро оделял тех,с кем сводила его жизнь,наполненная служением Отечеству и искусству.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.