• Добро пожаловать

    23.06.11 18:56
  • Что наша жизнь?

    23.06.11 18:57
  • У вас получится!

    23.06.11 18:57
  • Наши авторы

    23.06.11 19:29
  • Работает библиотека

    23.06.11 19:36

Авторизация

Подскажите друзьям

Каталоги

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
БКНС
     АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ
                               ЗАПИСКИ ЛЕНИНГРАДЦА  ЧАСТЬ 7 
С  раннего  детства  я  узнавал  разные  факты,  связанные  с  историей  города  и  флота.  Постепенно  они  складывались,  как  мозаика,  в  большую  картинку.
  Основатель  города  Пётр  первый  «прорубал»  окно  в  Европу.  Ему  был  нужен  город-порт,  центр  судостроения,  для  обеспечения  выхода  России  на  Балтику.  Не  случайно  на  гербе  города  изображены  морской  и  речной  якоря.  
   Второй  стройкой  нового  города  стало,  начатое  в  1704  году,  строительство  крепости-верфи  Адмиралтейства.  Первое,  деревянное,  Адмиралтейство  было  построено  по  замыслу  и  чертежам  Петра  первого.  Последний,  третий  вариант  здания  принадлежит  гению    выдающегося  русского  зодчего  Андриана  Захарова.   Много  лет  здесь  строились  корабли  для  Балтийского  флота.  С  развитием  производства  оно  устарело.  Строительство  кораблей  на  нём  было  прекращено  в  1844  году.  Здание  адмиралтейства  с  корабликом  на  шпиле  стало  нести  только  административные  функции.  Здесь,  в  разные  годы,  располагались  различные  флотские  учреждения.  Само  здание  стало  архитектурным  памятником  и  символом  Российского  флота.  Именно  шпиль  адмиралтейства  изображён  на  медали  «За  оборону  Ленинграда».  
   Связь  города  и  флота  не разделима.  В  городе  строились  корабли.  В  городе  чествовали  победы  флота.  На  улице  Пестеля  стоит  Пантелеймоновская  церковь.  Это  единственное  строение,  уцелевшее  до  наших  дней,  из  комплекса  зданий 
 
             Пантелеймоновская  церковь.                                  
существовавшей  в  начале  18-го  века  на  этом  месте  Партикулярной  верфи.  На  верфи  строились  небольшие  суда  для  жителей  города.  Церковь  построена  в  1735  -  1739  году  по  проекту  архитектора  Коробова  в  память  о  победах  молодого  русского  флота  при  Гангуте  и  Гренгаме.  В  1946  году  торцевая  стена  дома  напротив  Пантелеймоновской  церкви  оформлена  в  виде  мемориальной  доски  посвящённой  героической  обороне  полуострова  Ханко  (Гангут)  в  1941  году.  Так  была  подчёркнута  преемственность  традиций  разных  поколений  русских  моряков.
     В  1711  году  в  устье  Большой  Невы  была  заложена  Галерная  (Ново-Адмиралтейская)  верфь.  На  выросшем  из  неё  крупном  судостроительном  заводе 
 
                                                   Одна  из  проходных  завода.
(Адмиралтейские  верфи)  до  сих  пор  строятся  корабли  для  флота.  Для  того,  чтобы  
освободить  под  коммерческое  строительство  новые  территории  в  центре  города,  его  
хотят  переместить  в  Кронштадт.  Я  не  экономист.  Я  не  политик.  Я  опытный  
производственник  и  вижу  в  этом  попытку  нанести  ещё  один  удар  по  связи  города  с  морским  делом.  После  трагического  сражения  русской  эскадры  в  1904  году  около  острова  Цусима,  на  Ново-Адмиралтейском  острове  был  построен  храм  Спаса  на  водах.  На  его  внутренних  стенах  располагались  памятные  доски  с  именами  всех  погибших  моряков.  К  сожалению,  Советская  власть  в  тридцатые  годы  двадцатого  века  разрушила  этот  храм.  Очевидно,  пытаясь  компенсировать  эту  подлость,  в  1946  году  она  наградила  доживших  до  этого  участников  Русско-Японской  войны  медалью  «За  победу  над  Японией».  Сейчас  на  месте  храма  поставлена  часовня.
    В  1721  году  при  впадении   в  Неву  Большой  Охты,  на  месте  новгородского  селения  Невское  устье,  позднее  шведской  крепости  Ниеншанц,  была  заложена  Охтинская  верфь,  позднее  Петрозавод.  Современной  России  он  оказался  не  нужен.  На  этом  месте  захотели  построить  высотное  здание  «Охта-центр».  Разрушили  все  постройки,  раскопали  культурный  слой  17-го  века.  К  счастью,  в  этот  раз  здравый  смысл  победил.  Стройку  отменили.  Надеюсь,  что  на  этом  месте  появится  музей. 
  
    В  1722  году  по  задумке  Петра  первого  в  западной  части  Васильевского  острова                 была  создана  Галерная  гавань  для  коммерческих  судов.  В  середине  40-х  годов  того  
же  века  сюда  была  переведена  Галерная  верфь,  а  в  60-х  рядом  была  построена  
верфь  для  плоскодонных  судов.  Века  не  пощадили  их,  но  гавань  и  выложенный  дубом  ковш  для  килевания  галер  сохранились.  
                             
                                  Вид  на  Никольский  собор  с  Садовой  улицы.        
    В  1753  -  1762  годах  по  проекту  архитектора  Чевакинского  на  плацу  Морского  полка  был  построен  Никольский  морской  собор  с  красивейшей  четырёхгранной колокольней.  В  сквере,  окружающим  собор  установлен  памятник  морякам  броненосца "Император Александр III",  погибшим  вместе  с  кораблём  в  Цусимском  сражении.  Этот  храм  пережил  всё:  революции,  войну.  Рядом  с  ним  сохранилось  захоронение  революционеров,  погибших  в  ходе  первой  революции  1905  года.  Сейчас  в  Никольском  морском  соборе  ежедневно  проводятся  службы.  
    Для  обеспечения  строительства кораблей  материалами,  а  именно  для  сушки  и  хранения  корабельного  леса,  между  двух  адмиралтейств  в  1765  -  1780  годах  по  проекту  Чевакинского  и  Вален-Деламонта  был  построен  комплекс  военно-морских  складов  -  Новая  Голландия.  Он  примыкал  к  Мойке  и  был  окружён  со  всех  сторон  и  связан  с Невой  системой  каналов.  Флот  увели  из  Санкт-Петербурга.  Нет  флота,  не  нужны  и  склады.  Новая  Голландия  на  пороге  новой  страницы  своего  развития.  Планируется  устроить  на  её  территории  культурно-развлекательный  центр.  Может  быть,  построят  элитное  жильё.  Перемен  не  избежать,  но  хочется,  чтобы  они  были  исполнены  тактично  по  отношению  к  этому  месту.     
    На  улице  Ленсовета  находится  построенная  в  1777  -  1780  годах  по  проекту  архитектора  Фельтена  Чесменская  церковь  в  память  победы  русского  флота  при  Чесме.  Это,  на  мой  взгляд,  очень  красивое  здание,  и,  глядя,  на  него  наполняешься
 
                                                  Чесменская  церковь.
гордостью  за  Российский  флот,  Санкт-Петербургских  архитекторов  и  ленинградцев,  сохранивших  этот  храм  для  потомков.                   
   В  1796  -  1798  годах  на  Васильевском  острове  на  берегу  Большой  Невы   архитектором  Волковым  построено  здание  Морского  кадетского  корпуса,  в  который  в  1752  году  была  преобразована  Навигацкая  школа. Это  учебное  заведение  окончили:  русские  флотоводцы  Ушаков,  Спиридов,  Сенявин,  Нахимов,  Бутаков,  Крузенштерн,  Лисянский,  Беллинсгаузен,  Лазарев,  академик  Крылов,  композитор  Римский-Корсаков,  писатель  Станюкович,  изобретатель  самолёта  Можайский.  Перед  зданием  в  1873  году  по  проекту  Шредера  и  Монигетти  поставлен  памятник  адмиралу  Крузенштерну.  В  Советские  годы  в  этом  здании  находилось  военно-морское  училище  имени  Фрунзе.  С  памятником  Крузенштерну  связана  традиция.  Не  смотря  на  все  запреты,  курсанты  ночью  перед  выпуском  умудряются  нацепить  на  памятник  тельняшку.
   В  1805  -  1810  годах  архитектором  Тома  де  Томоном  на  стрелке  Васильевского  острова  построен  архитектурный  комплекс,  состоящий  из  здания  биржи  и  двух  ростральных  колонн.  Здание  биржи  предназначалось  для  проведения  торговых  
сделок  с  иностранными  купцами,  прибывавшими  в  располагавшийся  здесь  с  1730  по  1880  годы  торговый  порт.  Скульптуры,  украшающие  здание,  в  аллегорической  форме  указывают  на  то,  что  назначение  сооружения  связано  с  водной  и  торговой  стихиями.  С  1940  года  в  здании  Биржи  располагается  Центральный  Военно-морской  музей.  С  двух  сторон  перед  зданием  биржи  установлены  ростральные  колонны,  как  два  маяка.  Колонны  украшены  рострами  -  носовыми  украшениями  парусных  судов.  У  их  оснований  попарно  восседают  фигуры,  олицетворяющие  четыре  крупнейшие  русские  реки:  Неву,  Волгу,  Дон  и  Днепр.  По  торжественным  событиям  на  верхних  площадках  колонн  зажигаются  факелы.
    Напротив  Новой  Голландии  в  40-х  годах  девятнадцатого  века  по  проекту  Черника  и  Пасыпкина  было  сооружено  красное кирпичное  здание  Крюковских  (Морских)  казарм.  В  них  располагался  Балтийский  гвардейский  флотский  экипаж, 
участвовавший,  в  том  числе,  и  в  Бородинском  сражении.  Морские  казармы  функционировали  по  прямому  назначению  и  в  советские  времена,   а  в  послевоенные  годы  в  них  размещался  клуб  Ленинградской  военно-морской  базы.  Сейчас  это  здание  передано  Центральному  Военно-морскому  музею.  Оно  отреставрировано,  и  в  ближайшее  время  планируется  перебазирование  в  него  музейных  фондов.
    В  1856  году  на  Васильевском  острове  был  основан  Балтийский  завод,  перешедший,  позднее,  под  эгиду  морского  ведомства.  Именно  на  нём  в  1909  -  1914  годах  строились  первые  русские  линкоры  «Севастополь»  и  «Петропавловск».
   В  начале  Каменноостровского  проспекта  находится,  созданный  в  1909  -  1911  годах  Изенбергом,  Гагеном  и  Гавриловым  памятник  подвигу  экипажа  миноносца  Стерегущий.  При  обороне  Порт-Артура  26  февраля  1904  года  миноносец  был  окружён  четырьмя  японскими  миноносцами.  В  ходе  неравного  героического  боя  корабль  потерял  ход.  Все  его  орудия  были  выведены  из  строя.  Все  офицеры  и большинство  матросов  погибли.  Японцы  завели  буксир  и  попытались  отбуксировать Стерегущего  в  свою  базу.  Тогда  матрос  Иван  Бухарев  и  машинный  квартирмейстер  Василий  Новиков,  заперлись  в  нижнем  помещении  и  открыли  кингстоны,    затопив  корабль.  
   Всё  вышеперечисленное  подчёркивает  трёхвековую  связь  нашего  города  с  флотом.  Город  делал  для  флота  всё,  что  мог.  И  в  годы  смертельной  опасности  флот  пришёл  городу  на  помощь.  Тысячи  моряков  сошли  с  кораблей,  чтобы  защитить  Ленинград  в  частях  морской  пехоты.  Большинство  из  них  -  пали  в  боях.  Для  вооружения  ополченцев,  флот  передал  из  своих  запасов  вооружение.  В  ходе  опаснейшей  операции,  на  глазах  фашистов  из  Кронштадта  в  Ленинград  была  доставлена  взрывчатка,  необходимая  для  снаряжения  артиллерийских  снарядов.  Да  и  вообще,  линия  фронта  под  Ленинградом  стабилизировалась  практически  на  линии  эффективного  поражения  артиллерии  фортов  Балтийского  флота.  Уцелевшие  корабли  были  рассредоточены  по  Неве  и  включены  в  систему  противовоздушной  обороны.  120-миллиметровые  орудия  с  линкоров  были  установлены  в  дотах  вдоль  Невы  от  города  до Ладожского  озера.  Ладожская  военная  флотилия  осуществляла  снабжение  города  продовольствием.  С  воздуха  Дорогу  жизни  прикрывала  истребительная  авиация  Балтийского  флота.  А  флотские  бомбардировщики  и  штурмовики  наносили  удары  по  немецким  артиллерийским  батареям,  обстреливавшим  город.  Не  случайно  на  медали  «За  оборону  Ленинграда»  изображена  и  фигура  моряка.  Ещё  можно  вспомнить,  ставший  плавучим  музеем  крейсер  «Аврора»,  установленные  в  Гавани  на  постаменты  торпедный  катер  и  подводную  лодку  Д-2  «Народоволец»  (первый  проект  
 
    Филиал  Центрального  Военно-морского  музея - подводная  лодка  Д-2  "Народоволец".
подводной  лодки  разработанный  в  Советском  Союзе),  пришвартованные  недалеко  от    Горного  института  подводную  лодку  С-189  и  ледокол  "Красин".  Я сознательно  не перечислял  предприятия  связанные  с  судостроением,  появившиеся  в  двадцатом  веке.   
Итак,  список  получился  внушительным. Только  сейчас  я  оценил  масштаб  морской  составляющей нашего  города.  На  мой  взгляд,  это  превалирующая  составляющая  городской  истории,  культуры,  науки,  промышленности.  Вопрос  Кронштадта  я  не  рассматривал  принципиально.  Хоть  к  нему  и  провели  сухопутную  дорогу  и  сделали  районом  Санкт-Петербурга,  это  самостоятельный  морской  город  на  все  100%.  
    Почему  же  такой  бренд  не  разрабатывается  городскими  властями?  Может  быть,  это  просто  однобокость  моего  видения.  Попробую  уточнить  соотношение  «морского»  и  «сухопутного»  на  примере  известных  мне  фактов  из  моей  жизни  и  жизни  моих  знакомых.    
     Моя  бабушка  вышла  замуж  за  моего  дедушку  и  в  1919  году  уехала  с  Балтийским  эшелоном  под  командованием  бывшего  царского  адмирала  Бутакова  восстанавливать  Черноморский  флот.  Она  служила  сестрой  милосердия  Морской  крепости  Очаков,  а  дед  был  комиссаром  морской  плавучей  батареи.  Другой  мой  дед  некоторое  время  плавал  на  пассажирских  судах  по  Волге.  Отец  двоюродной  сестры  моего  отца  до  революции  служил  на  крейсере  Аврора.  Мой  отец,  провоевав  на  сухопутье  две  войны,  окончил  ЛЭТИ  с  его  военно-морской  кафедрой  и  стал  офицером  военно-морского  флота.  Тот  же  институт  закончили  его  двоюродная  сестра,  её  два  сына  и  я.  Мы  все  стали  офицерами  военно-морского  флота,  и,  так  или  иначе,  трудились  на  усиление  его  боевой  мощи.  Муж  двоюродной  сестры  отца  занимался  кораблестроением.  В  нашей  квартире  жили  соседи.  Глава  их  семейства  окончил  Ленинградский  кораблестроительный  институт  и  до  сих  пор  работает  в  ЦНИИ  имени  Крылова.  На  нашей  лестничной  площадке  было  четыре  квартиры.  Соседка  из  квартиры  расположенной  справа  от  нас  вышла  замуж  за  моряка  дальнего  плавания.  Мой  «молочный»  брат  окончил  морское  училище  имени  Макарова.  Наш  сосед  на  даче  срочную  службу  проходил  на  Тихоокеанском  флоте.  Его  старший  сын  окончил  мореходное  училище,  и  некоторое  время  плавал  на  каботажных  и  международных  линиях.  Дочка  соседа  и  её  первый  муж  работали  в  НИИ,  связанном  с  морской  тематикой.  Сосед  напротив,  начавший  войну  в  морской  пехоте,  до  сих  пор  связан  с  кораблестроением.  Другой  сосед,  уже  ушедший  от  нас,  носил  форму  капитана  3-го  ранга.  Оказывается  много  горожан,  служба  или  работа  которых  связана  с  флотом.  
  Это  в  нашем  городе  по  чертежам,  разработанным  лично  Петром  первым,  был  построен  фрегат  "Штандарт".  Это  в  нашем  городе  были  построены  крейсер  "Аврора",  эсминец  "Новик",  крейсер  "Киров",  первый  атомный  ледокол  "Ленин",  атомный  крейсер  "Пётр  Великий"  и  многие-многие  другие  корабли  и  суда.  И  вот  при  таких  традициях,  при  таком  научном  и  промышленном  потенциале,  городские  власти  не  видят  морского  приоритета  в  развитии  города.  Вот  если  вывести  уцелевшие  судостроительные  предприятия  в  Кронштадт,  то  освободившиеся  земли  можно  выгодно  продать  под  застройку.
    Если  бы  у  меня  сейчас  спросили:  «Соответствует  нынешний  Санкт-Петербург  тому,  что  задумал  построить  Пётр  первый?»  -  я  бы  ответил  отрицательно. 

Комментарии  

 
+2 #9 Пионэр Петя 2014-07-02 12:05 Балтийский флот был органической составной частью сил, оборонявших Ленинград. С первых дней войны командование Военно-Морского Флота принимало все меры для решения этой главной задачи. Была создана Морская оборона Ленинграда и озерного района (МОЛиОР), началось формирование Онежской, Чудской и Ильменской военных флотилий.
 
 
+2 #8 Lacoona 2014-06-19 15:00 А я бы сказала:да, задумка Петра осуществилась!
У ленинградцев свое, особое отношение к Петру Великому - моряки Балтфлота считают его своим первым командующим. Старейший флот России - любимое детище Петра, начавшийся с победы гребной флотилии под его командованием над шведскими кораблями "Гедан" и "Астрид" более трех столетий назад, стал родоначальником всех российских флотов.
 
 
+3 #7 laguta 2014-06-17 19:38 Теперь, много лет спустя, знакомясь с немецкими документами, на которых стоит гриф "Совершенно секретно, только для командования", убеждаешься, как просчиталась верхушка третьего рейха, составляя план "Барбаросса". Она поторопилась заранее списать со счета Краснознаменный Балтийский флот. А он жил, сражался и не только оборонялся, но и наступал. Действовала и флотская авиация. За 1942 год летчики-балтийцы совершили около 30 тысяч боевых вылетов, причем почти половину из них над морем в поиске "подходящей" цели. В этих полетах участвовали и летчики известного полка Е. Н. Преображенского , первыми бомбившие Берлин. Теперь с ленинградских аэродромов приходилось лететь 6—8 часов, чтобы добраться до морских путей сообщения противника, обнаружить транспорт и атаковать его. Как правило, летчики использовали для атак торпеды. А попасть торпедой в цель с самолета очень непросто.
 
 
+3 #6 Zulya 2014-06-15 21:16 Первым морским портом Петербурга была пристань перед Домиком Петра на Троицкой площади.
В день празднования постройки своего первого дома счастливый Петр велел Меншикову объявить всем иностранцам: первый торговый корабль из Европы, который бросит якорь в Неве, получит пятьсот золотых монет, второй - триста, третий - сто. Счастливцем оказался голландский шкипер, который в ноябре привел первый корабль, груженый солью и вином. Однако вскоре выяснилось, что порт располагается в неудобном месте, и его решено было перенести на Стрелку Васильевского острова.
 
 
+4 #5 Corund 2014-06-14 16:56 Гениальный русский инженер Николай Иванович Путилов - основатель Путиловского завода, спроектировал и начал строительство Морского порта и канала из Кронштадта в Санкт-Петербург, которое закончилось 15 мая 1885 года. Однако, вложив в это предприятие всю свою душу, энергию и деньги, он разорился. Николай Иванович так и не увидел свое детище в полной красе: Путилов скончался 18 апреля 1880 года.
В своем завещании он просил похоронить себя не на кладбище, а на дамбе. Царь Николай II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то бы согласился». Кто забыл, то напомним, что в Петропавловском соборе похоронены в основном лица царской фамилии. Вот так уже после смерти Путилова царь оценил деятельность великого инженера.
Рабочие Путиловского завода достойно проводили в последний путь того, кто основал этот завод, был всегда рядом с ними, обустраивал их быт, участвовал в их профессионально м росте.
 
 
+5 #4 Ruppa Khalf 2014-06-11 20:56 Военная победа над Швецией в Северной войне была бы невозможна без морских побед, без мощного военно-морского флота. Именно тогда в русскую речь органично вошло голландское слово «флот», которое было воспринято всеми сословиями.
 
 
+5 #3 upper 2014-06-09 22:06 Рад новой встрече с А.Дмитриевым!
Между прочим, в главе не упомянута площадь Морской славы. Она раскинулась на Васильевском острове в конце Большого проспекта у Морского пассажирского вокзала. Она названа в 1972 году в честь отечественного морского флота.
 
 
+7 #2 loppa 2014-06-09 15:08 Поразительно, но и первый форт Кроншлот, и Кронштадт, да и сам Петербург строились на глазах у шведов, которые никак не хотели признать, что устье Невы окончательно перешло к России. Шведский флот постоянно крейсировал вблизи русских берегов, угрожая разрушить все, что с таким трудом создавалось на берегах Невы. Но вот уже три столетия высится над водами Финского залива мощная крепость, отразившая все попытки иностранных флотов прорваться к северной столице нашей Родины.
 
 
+7 #1 Никола Питерский 2014-06-07 22:53 Отличная статья! Какое глубокое знание истории Питера! Читаю сейчас предыдущие материалы этого писателя и думаю, что раньше даже не представлял себе, насколько это может быть интересно.