• Добро пожаловать

    23.06.11 18:56
  • Что наша жизнь?

    23.06.11 18:57
  • У вас получится!

    23.06.11 18:57
  • Наши авторы

    23.06.11 19:29
  • Работает библиотека

    23.06.11 19:36

Авторизация

Подскажите друзьям

Каталоги

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
БКНС Каталог сайтов Кожор

Это было  славной  традицией  в ставшие уже далекими доперестроечные
годы.Ранним утром второго  августа  эта  улица  в  Сумах  просыпалась  не
так,как всегда.Вернее,так,как  всегда  спешили  на  работу рабочие завода
имени Фрунзе,стайками бежали в школу  ребятишки,шли,  переговариваясь  на
ходу,студенты.Но не так,как обычно,проходили они мимо памятника Герою,что
стоит в начале улицы,носящей его имя.Замедляли шаг люди,живущие на  улице
Супруна:сегодня на  улице-праздник.Каждый год вдень рождения Героя прихо-
дили к памятнику ветераны и рабочие заводов,воины гарнизона,выстраивались
на линейку пионеры и школьники.Они отдавали дань памяти легендарному зем-
ляку,судьба которого и подвиг стали строчкой в летописи народной судьбы и
подвига.
     Ныне подзабылись такие праздники.Иные времена,иные заботы,иные пово-
ды для воспоминаний и встреч.
     Но любить и беречь родную землю,над которой взмыл в бессмертие  Сте-
пан Супрун,невозможно перестать.

 

     Судьба Степана Павловича Супруна  удивительна,необычна  уже  началом
своим.В 1911  году  отец,Павел Михайлович,отправился из родного села Реч-
ки,что на Сумщине,на поиски счастья в далекую Канаду.Ему посчастливилось
устроиться
автомехаником (!) в один из крупных гаражей Виннипега.Через два года су-
мел выписать к себе семью.И во главе с матерью,Прасковьей  Осиповной,пус-
тились в  дальний  путь за океан дети:Григорий,Александр,Иван,Анна и шести-
летний Степан.
      Павел Михайлович был очень заметен  в  украинской  общине  Виннипе-
га:прямой,открытый,очень справедливый  человек,он снискал уважение земля-
ков и товарищей по работе,стал заметной фигурой в рабочем движении  Кана-
ды.А младший  сын стал первым (!) в Канаде комсомольцем,членом только об-
разованного Союза молодежи.
     А на  родной Украине бушевали ветры революции и гражданской войны.Их
отголоски достигали и рабочих кварталов Виннипега."Руки прочь от  Советс-
кой России!"-твердо  заявляла  интервентам  рабочая Канада.В могучем хоре
протеста был слышен и голос Павла Михайловича Супруна-агитатора,канадско-
го коммуниста.Его  тянуло  домой,в  кипение  новой,во  многом  непонятной
еще,жизни,за которую боролся он вдали от Родины,всем сердцем приняв новую
власть как свою собственную.
     Домой Супруны вернулись в 1924 году.Трудное  было  время:многого  не
хватало,многое только еще начинало отлаживаться в Сумах.Но нет ничего до-
роже отчего края,вишневых метелей,бушующих над городом,ветел,склонившихся
над тихим Пселом,ярких закатов,золотящих верхушки тополей...
     По улице  бодро  шагает  17-летний  Степан  Супрун,счастливый  чело-
век.Гордая у  него профессия-токарь.Любит юноша свою работу,схватывает на
лету секреты опытных металлистов завода имени Фрунзе.
     "В отца пошел,доброй закалки хлопчик",-старый мастер довольно погла-
живает усы.
     Страна бросила   клич:"Комсомолец,на  самолет!"Тысячи  юношей  пошли
учиться летать-дальше всех,быстрее всех,выше всех.
     И вот в строю курсантов Смоленской школы пилотов летом 1929 года по-
явился новичок.Он  сразу  выделился  бравым  видом,молодцеватостью,жадным
стремлением впитывать в себя больше и больше знаний.
     Первый взлет...Короткий,несколько  минут.Всего  на  считанные  метры
поднялся над  взлетной  дорожкой  учебный самолет."Мы рождены,чтоб сказку
сделать былью!.."-рвется песня из души.Рука до боли  в  суставах  сжимает
ручку управления."Я  лечу!"Нет никого на свете счастливее Степана.Его не-
уемная тяга к небу,желание простора,скорости поряжают всех.
     "Да он просто родился крылатым!"-говорили о Супруне.
     После долгих размышлений у заветного клена,куда Степан любил  прихо-
дить вечерами после полетов и занятий,пришло решение стать коммунистом.Он
много думал:"Справлюсь ли,не запятнаю ли трусостью или малодушием  звание
большевика?"И раз и навсегда решил для себя:не запятнаю,справлюсь,смогу!
     И вот у сердца-партийный  билет.Степан-командир  Красной  Армии,лет-
чик-истребитель.
     ...Лето 1932 года выдалось на Брянщине жарким.Над аэродромом  висело
марево.Но учебные  полеты шли своим чередом.Стартует звено краснозвездных
"ястребков".Задача-учебный бой пара на пару.Заход  от  солнца,истребитель
"повис"на хвосте  у  преследуемого  с бортовым номером 07.Вдруг тот резко
валится на крыло,штопорит...Атакующий проскакивает вперед.07-й выходит из
штопора,на боевом  развороте вертикально лезет вверх.Сорок секунд длилась
эта атака-на земле за  нею  следили,затаив  дыхание."Ох,силен  Супрун,-не
удержался командир   полка,-истинный  пилотажник.Чувствую,заберут  его  у
нас,и очень скоро..."
     Сбылись слова  командира:в  1933  году в группе летчиков-испытателей
Научно-исследовательского института ВВС РККА появился молодой  пилот.Уме-
нием выполнять фигуры высшего пилотажа на предельных скоростях он привлек
к себе внимание прославленных асов-Валерия  Чкалова,Константина  Коккина-
ки,Михаила Громова.
     То было время поисков,дерзновенных  полетов,испытания  на  прочность
машин и  человеческих характеров.Авиация стала судьбой многих талантливых
людей,стал авиационным инженером брат Степана-Иван.
     Прошел год работы в испытательной группе.Степан без устали летал,внес
ряд предложений в теорию и практику группового пилотажа.И снова летал,ис-
кал и находил...
     Однажды у Валерия Павловича Чкалова спросили,как он  оценивает  свои
достижения.И ас  ответил:"Я  летаю  неплохо.Но  лучше это делает мой друг
Степан Супрун..."
     Пришла весна 1935-го.Любил Степан эту пору пробуждения природы.Можно
полной грудью вдохнуть аромат пронзительно чистого воздуха.А над аэродро-
мом небо особо прозрачно...
     Константин Коккинаки предложил создать пятерку истребителей-пилотаж-
ников.Перед ней  ставилась  задача  добиться  идеальной слаженности поле-
та,соединив воедино маневр и огонь.Не ошиблись в выборе  ее  командира.На
воздушном параде  в  Москве  пятерка истребителей,ведомая Супруном,проде-
монстрировала высочайший класс пилотажа.
     Ратный труд Степана Супруна был высоко оценен.Постановлением ВЦИК от
25 мая 1936 года он был награжден орденом Ленина.
     Глубокие знания,выдержка,точный расчет приносили успех.Прославленно-
го авиатора,в совершенстве владеющего двумя иностранными языками,  охотно
приглашали в США,Англию,Германию.
     После одной из таких поездок Супрун впервые за  много  лет  попросил
отпуск,поехал к теплому южному морю.Там и сдружился с моим дедом Василием
Михайловичем Дугановым,работавшим в те годы директором Алуштинской  здрав-
ницы "Красное  Криворожье".Сблизили их рассказы о крымских легандах,о лю-
дях Крыма,о будущем...

 

 

Полюбили алуштинцы славного летчика,оказали ему вы-
сокое доверие,избрав своим депутатом в Верховный Совет СССР.
     А время уже было неспокойное,в воздухе пахло порохом.Поднимал голову
фашизм,творили бесчинства  на  земле  Китая  японские  захватчики.Туда,по
просьбе правительства,Советский Союз направил для  оказания  интернацио-
нальной помощи  в  борьбе против японских милитаристов группу летчиков.Их
командиром был Степан Супрун.О мужестве и отваге  наших  пилотов  говорит
боевой счет:более 40 японских стервятников нашли могилу на китайской зем-
ле.
     А Супрун  летает  уже в северном небе.Длинные дымные хвосты тянулись
за белофинскими самолетами,сбитыми  Степаном.Иастерство,хладнокровие,точ-
ный профессиональный  расчет  не  раз помогали ему выходить победителем в
воздушных боях.Указом Президиума Верховного Совета СССР от  20  мая  1940
года Степану Павловичу Супруну было присвоено звание Героя Советского Со-
юза.
     ...Это был  седьмой  за  день  боевой  вылет.Степан  смертельно  ус-
тал,но-надо летать.Техники и вооруженцы торопливо проверили двигатель,ло-
пасти,зарядили пушки."От винта!"-Степан закрыл фонарь...Взлет,набор высо-
ты.Степан увидел четыре вражеских самолета,камнем упал сверху,сразу  под-
жег один  "мессершмитт".Вдруг машину тряхнуло.Потянуло гарью.Степан огля-
нулся:ах,ты-пятый стервятник подкрадывался сзади,приготовился  к  атаке.А
самолет как  назло  не  слушается рулей,двигатель заглох-заклинило снаря-
дом.Вот где пригодилось мастерство пилотажа:Степан каждым  нервом  ощутил
педали,ручку управления,сектор  газа.Глаза впились в приборы.Мягко,краду-
чись,самолет планировал на поле,покрытое густым кустарником.Шасси не  вы-
пустились,самолет всего в полуметре от земли,еще ниже-удар,скрежет, и все
стихло.Увидел,как бегут к самолету наши бойцы."Жив!"-обрадованно закричал
лейтенант-пехотинец...
     После боев пилоту дали отдохнуть.Он приехал  в  гостеприимную  Алуш-
ту.Трудно описать волнение и радость крымчан,с которыми они встретили Ге-
роя,своего депутата.Радостью светилось лицо друга,Василия Михайловича Ду-
ганова.Обнялись,сели на  диван  в  кабинете директора санатория-и потекла
беседа.О чем?О полетах,о подвигах,о боях,о целительной силе крымской при-
роды...
     На рассвете 22 июня 1941 года Степан Павлович появился в  московской
квартире сестры  Анны.Выглядел  он  очень озабоченным,спешил.Пробыл всего
час и уехал на аэродром.А через неделю родители получили  от  него  пись-
мо:"Дорогие мои!Сегодня уезжаю на фронт защищать свою Родину.Подобрал за-
мечательных летчиков-орлов.Принесу все свои силы,чтоб доказать фашистской
сволочи,на что способны советские летчики.Вас прошу не беспокоиться.Целую
всех.Степа.30 июня 1941 года.Чкаловское..."
     До бессмертия у него оставалось четыре дня.
     Подполковник Супрун назначен командиром 401-го истребительного авиа-
полка,сформированного из летчиков-испытателей.Полк входил в состав Запад-
ного фронта и вступил в бой 1 июля 1941 года.
     В первом  вылете  на задание командир полка лично сбил два "мессерш-
митта".Все летчики горячо обсуждали его победу,чертили схемы  боя,удивля-
лись дерзости атак.
     Враг остервенело рвал фронт танковыми  клиньями,нацеленными  на  Ви-
тебск.39-й мехкорпус  фашистов  4  июля вышел к Березине и начал наводить
мосты.В этот день Супрун совершил четыре  боевых  вылета.Вечером  девятка
истребителей комэска  В.Хомякова  сопровождала бомбардировщики,наносившие
удар по вражеским переправам.Выполнив задание,самолеты по приказу Супруна
вернулись на аэродром,а сам командир ушел на воздушную разведку.
     ...Внимание обострено до предела.Слева Супрун увидел  шесть  "мессе-
ров".Боевой разворот-и атака.Задымил один стервятник.Ручку на себя до от-
каза,вверх,тянуть...Атака на вертикали и удар...Потянуло дымом,руки стали
ватными,закапала кровь  на  пол  кабины.Самолет свалился на крыло и начал
падать...
     Эту неравную схватку в небе видели многие.Она проходила над деревней
Монастыри Толочинского района Витебской области.К упавшему самолету  под-
бежали колхозники  Д.П.Могилевский  и  А.Е.Акулович,открыли  забрызганный
кровью фонарь кабины и увидели...На открытой ране у сердца летчика горела
Золотая Звезда.Бережно вынесли на руках пилота из кабины и похоронили ря-
дом,в листах обшивки самолета.Впоследствии  оба  колхозника  сражались  в
партизанском отряде и погибли.
     Односельчанин Василевского и Акуловича К.И.Калиновский сохранил  ку-
сок картера   двигателя  АМ-35.На  нем  еще  можно  разглядеть:  N  9  ЕА
04865.Сейчас эта реликвия хранится в Центральном музее Вооруженных Сил  в
Москве.
     Видел этот бой и М.Е.Покатович,колхозный кузнец.В тот  день  он  был
бойцом поста  воздушного  наблюдения,расположенного  на старинном Друцком
замке.Михаил Ефимович обратился летом 1960 года  в  Толочинскую  районную
газету "Ленинец".Останки  Героя были перезахоронены на Новодевичьем клад-
бище в Москве.
     Указом Президиума  Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года Герою
Советского Союза подполковнику Супруну С.П.  было вторично присвоено зва-
ние Героя Советского Союза посмертно.
     Был он скромным в жизни,простым и добрым.Любил шутку,песню.Настояще-
го характера и большой судьбы человек.

Комментарии  

 
0 #3 ZuraBrite 2014-06-23 21:00 В Москве недалеко от метро "Аэропорт" тоже есть улица Степана Супруна.
 
 
0 #2 kukur 2014-05-01 12:50 С.П.Супрун- первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз — посмертно).
 
 
+2 #1 loppa 2012-02-04 16:35 Из высказываний С.П.Супруна:"На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия» (об испытаниях истребителя ЛаГГ-3)