• Добро пожаловать

    23.06.11 18:56
  • Что наша жизнь?

    23.06.11 18:57
  • У вас получится!

    23.06.11 18:57
  • Наши авторы

    23.06.11 19:29
  • Работает библиотека

    23.06.11 19:36

Авторизация

Подскажите друзьям

Каталоги

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

   АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ

ЗАПИСКИ ЛЕНИНГРАДЦА ЧАСТЬ 4

В  центре  двора  была  большая  площадка.  Весной  и  осенью  все  ребята  нашего  дома  играли  там  в  футбол.  Зимой  на  ней  ставили  деревянную  горку,  а  однажды  даже  сделали  деревянную  коробку  и  залили  внутри  неё  настоящий  каток. Когда  я  пошёл  во  второй  класс,  в  нашем  доме  поселились  новые  соседи.  Их  мама  стала  работать  у  нас  во  дворе  дворником,  а  её  дочка  пошла  в  нашу  школу  в  первый  класс.  Не  могу  сказать,  что  влюбился  в  неё,  но  считал  её  очень  красивой  и  был  горд,  когда  удавалось  играть  во  что-нибудь  с  нею  вместе.

             «…А  у  нас  во  дворе  есть  девчонка  одна,

              Между  шумных  подруг  неприметна  она,

              Никому  из  ребят  неприметна  она.

              Я  гляжу  ей  вслед:

              Ничего  в  ней  нет,

              А  я  всё  гляжу,

              Глаз  не  отвожу…»

                             Л.Ошанин.

Когда  папа  укладывал  меня  спать,  он  на  некоторое  время  открывал  форточку.  Тогда  в  комнату  входили  звуки  ночного  города.  Он  продолжал  жить  и  ночью.  То  было  слышно,  как  визгливо  работает  ТЭЦ,  то  проезжал  одинокий  троллейбус,  то  с  Московского  вокзала  отходила  куда-то  электричка,  и  было  слышно,  как  она  ускоряет  свой  ход. 

       «…Теперь  умолкли  поезда

       И  не  кричат  автомобили,

       И,  между  прочим,  навсегда

       Гудок  фабричный  отменили.

                         ***

       Он  звал  меня  издалека

       Когда  порой  бывало  туго.

       И  голос  этого  гудка,    

       Я  узнавал,  как  голос  друга».

                                  М.Матусовский.

Эта  песня  не  про  мой  город,  но  в  моём  мозгу  она  ассоциируется  именно  со  звуками  ночного  Ленинграда. 

Уже  почти  тридцать  лет,  как  мы  переехали  на  Садовую  улицу.  Нас  переселили  потому,  что  под  домом  прошёл  эскалатор  станции  метро  «Площадь  Александра  Невского»и  дом  дал  трещину.  Долгие  годы  я  возвращался  в  этот  дом  во  сне,  пока  однажды  не  заглянул  во  двор.  Арка,  ведущая  во  двор,  заложена  кирпичом.  Двор  оказался  маленьким.  От  палисада  не  осталось  и  следа.  Это  стало  для  меня  большим  разочарованием.  Папа  рассказывал,  что  в  нашем  дворе  снимали  эпизод  из  фильма  про  Юлиуса  Фучика.  Его,  арестованного,  выводили  из  парадной, расположенной  напротив  нашей  (дом  имеет  Г-образную  форму),  а  оператор  снимал  с  нашего  балкона.  Интересно  посмотреть  этот  фильм.  Что  в  него  попало  из  нашего  двора?         

В  ноябре  1967  года  широко  праздновалось  50-летие  Великой  Октябрьской  Социалистической  революции.    Если  пойти  по  проспекту  Обуховской  обороны  от  моста  Александра  Невского,  пройти  мимо  Никольского  кладбища,  перейти  Обводный  канал  по  правой  стороне  будет  какой-то  скверик.  После  него,  перед  улицей  Качаловастоит  дом.  На  всей  его  торцевой  стене  была  нарисована  схема  памятных  революционных  мест  Невского  района.

Крейсер  "Аврорав  честь  торжества,  был  отбуксирован  со  своей  стоянки  у  Нахимовского  училища  к  месту,  с  которого  он  произвёл  исторический  выстрел.  Кстати,  во  время  следования  "Аврорык  этому  месту  в  1917  году,  на  его  борту  находился  лишь  один  офицер:  командир  машинной  команды  Василий  Пугачёв  -  отец  тёти  Вали,  двоюродной  сестры  моего  отца.  Так  что  это  он  привёл  крейсер  в  историческую  точку.  Я  был  на  крейсере  в  конце  60-х  годов.  Тогда  это  был  настоящий  крейсер.  После  революции  орудия  с  "Авроры"  были  сняты  и  сданы  на  склад.  Вместо  них  поставили  новые.  В  1941  году  крейсер  стоял  в  Ораниенбауме.  Орудия  с  него  сняли  и  установили  как  береговые  батареи  А  и  Б  под  Пулковом.  В  ходе  боёв  все  орудия  погибли,  а  сам  крейсер  был  повреждён  немцами  и  сел  на  грунт  на  мелководье.  После  войны  его  подняли,  отремонтировали  и  вооружили  уцелевшими  на  складе  родными  старыми  орудиями.  Однако  в  80-е  годы  он  был  отправлен  на  капитальный  ремонт,  в  ходе  которого  у  него  просто  срезали  подводную  часть  со  всеми  механизмами  и  приделали  новую  -  фальшивку.  Так  крейсер  I-го  ранга  превратился  в  несамоходную  баржу.

     Только  весной  2013  года  начались  разговоры  о  рассмотрении  возможности  установки  на  "Авроредвигателя.

«Что  тебе  снится,  крейсер  "Аврора",

В  час,  когда  утро  встаёт  над  Невой?»

                                                              М.Матусовский.

На  Московском  вокзале  к  исторической  дате  была  устроена  выставка  паровозов  и  тепловозов.  Они  стояли  вдоль  платформы.  Можно  было  поглядеть  на  них  снаружи  и  зайти  внутрь.  Посмотреть,  где  работала  локомотивная  бригада,  представить  себя  машинистом.

В  1907  году,  ещё  в  Санкт-Петербурге,  на  городских  улицах  появились  трамваи.  Очень  быстро  этот  демократичный  вид  общественного  транспорта  стал  основным. 

 

Появился  даже  термин  -  ленинградский  трамвай.  В  отличие  от  московских  трамваев,  наши  вместительнее,  т.к.  ширина  их  колеи  соответствует  принятой  в  России  железнодорожной  колее.  Трамвайные  пути  быстро  распространились  по  всему  городу.  Юркие  вагоны  бежали  по  рельсам,  позванивая  на  поворотах.  Наша  родня  жила  на  улице  Жуковского,  по  которой  проходило  несколько  маршрутов.  Мой  дед сделал  для  ещё  маленького  моего  отца  игрушку  -  модель-копию  трамвая  фирмы 

 

«Бреш»  длинною  около  метра.  Когда  у  деда  возникали  вопросы  по  внешнему  виду  или  внутреннему  интерьеру,  он  выходил  из  дома  и  смотрел  на  проезжающие  мимо  трамваи.  Эта  игрушка  уцелела  в  блокаду  и  жива  в  нашей  семье  до  сих  пор.  Помню  -  отец  рассказывал,  как  разговорился  когда-то  с  вагоновожатым,  и  тот  ему  с  гордостью  сообщил,  что  работает  с  1907  года.  Вагоны  были  очень  вместительными,  но  все  равно  их  емкости  не  хватало,  люди  гроздьями  висели  на  подножках.  А  у  пацанов  считалось  шиком  прокатиться  на  «колбасе»  (прицепном  устройстве)  позади  вагона.  Если  вагон  на  повороте  или  на  стрелке  сходил  с  рельсов,  мужчины,  ехавшие  в  нем,  выходили  из  вагона,  сталкивали  его  обратно  на  рельсы  и  ехали дальше.  Таких  вагонов  я  не  застал,  а  вот  трамваи  типа  МС  хорошо  помню.  В  них были  две  длинные  скамьи  вдоль  бортов.  Те,  кому  не  хватило  сидячих  мест,  стояли посередине  вагона  и  держались  за  специальные  рукоятки,  подвешенные  к  потолку  на  ремнях.  Поручни  в  трамвайных  салонах  появились  позднее.  Последние  из  таких  трамваев  ходили  по  Херсонской  улице  в  начале  70-х  годов  теперь  уже  прошлого  века.    С  началом  блокады  Ленинграда,  работа  трамваев,  как  и  другого  городского  транспорта,  прекратилась.  Они  встали  там,  где  их  застало  отключение  электроэнергии.  Но  в  апреле  1942  года  ленинградский  трамвай  вновь  заработал.  Электричество  подали  по  дну  Ладожского  озера  с  Волховской  ГЭС.  Днём  по  городу  ездили  пассажирские  трамваи,  а  ночью    грузовые.  Фашисты  видели  искрение  трамвайных  пантографов  о  провода,  но  победить  трамвай  в  осаждённом  городе оказались  не  в  силах. 

К  пятидесятилетию  Октября  на  Заячьем  переулке  были  установлены  ленинградские  трамваи.  Кроме  МС  (моторный  стальной),  «американки»,  «слона»  и  симпатичного  «стиляги»  ЛМ-57,  на  этой  выставке  впервые  показали  «аквариум»  ЛМ-68  и  первый  шестиосный  сочленённый  вагон.  В  трамваях  сидели  вагоновожатые.  Они  открывали  двери.  Любопытствующие  входили.  Двери  закрывались.  Вошедшие ходили  по  вагону,  садились  на  сидения,  снова  вставали.  В  вагонах  все  было  красиво  и  необычно.  Потом  двери  открывалисьи  люди  выходили.

Комментарии  

 
+1 #9 knes 2014-01-23 00:12 Отличные стихи в тему:
Любимый Ленинград
Не ведом Петербург и Петроград!
Есть юности любимая столица,
Известная, как город Ленинград.
Здесь сыну суждено было родиться.
Прекраснейший на свете древний град,
С Невою гордой, как сама царица.
Там всадник медный вдаль бросает взгляд,
Нельзя тебя забыть, с тобой проститься.
Ты не боялся город Ленинград:
Не смог фашист победой насладиться.
Ты пережил войны прошедшей ад,
И Русь тобой всегда будет гордиться.
Людьми, как прежде, ныне ты богат,
Их доброте нельзя не удивиться.
Она здесь ценится дороже всех наград.
Традиция пусть эта вечно длится.
Люблю тебя, как прежде, Ленинград,
Мосты твои мне продолжают сниться,
Брега Невы, твой милый Летний сад,
Я ленинградец, сколько сердцу биться…
17 августа 2005 г.
Автор: Гаврюшкин Александр Евгеньевич
 
 
+2 #8 mirovoy 2014-01-16 22:03 Это не ностальгия.Просто без Родины никак нельзя. Как нельзя без сердца…
 
 
+3 #7 Lanzheron 2014-01-05 22:12 Между прочим,чем-то особенным крейсер в Цусимском бою не отличился - автором приписываемых "Авроре" советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер "Идзуми", на самом деле был крейсер "Владимир Мономах". Сама же "Аврора" получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях - до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.
 
 
+4 #6 cambo 2013-12-23 23:48 А трамчаю предшествовала конка, которая довольно быстро завоевала популярность у петербуржцев. С самого раннего утра выезжали из своих парков запряженные парой лошадей синие, увешанные рекламой вагоны и день-деньской «утюжили» улицы.
Несмотря на довольно бурное развитие, конно-железные дороги имели серьезные недостатки. Оказалось, что лошади не столь надежны и выгодны в работе, как предполагалось. Они часто болели, гибли. Очень велик был расход фуража.
Владельцы конки, стремясь переложить свои расходы на население, возбудили ходатайство о пересмотре тарифа. И Дума решила: «представляется целесообразным и
отвечающим интересам города» увеличить плату до 6 и 4 копеек.
К концу XIX столетия акционерные общества эксплуатировали 30 коночных линий общей протяженностью 157 км. Услугами конки в 1887 году воспользовались 54 млн., а в 1906 году, накануне открытия трамвайного движения, — свыше 106 млн. горожан.
 
 
+5 #5 kalin 2013-12-22 23:51 Во многих местах Питера трамвая давно уже нет, что является следствием кипучей деятельности демократизаторо в в городском правительстве по "благоустройству " города. Особо тут следует отметить деятельность Вали Матвиенко, которая по части уничтожения петербургского трамвая прямо как с цепи сорвалась. Есть некоторые люди в нашем городе, которые всерьёз полагают, что борьба с трамваем ведётся исключительно в интересах Петербурга и его жителей.
 
 
+6 #4 Priyanka 2013-12-19 00:15 Первый трамвай Санкт-Петербурга изобрел и показал в действии инженер Пироцкий Ф.А. Это произошло 22 августа 1880 года на углу Дегтярной и Болотной улиц. Пироцкий заставил двигаться вагон конки, оборудовав его электродвигател ем и подав электричество через рельсы.
 
 
+7 #3 banderlog 2013-12-16 00:24 Вот это да! А про "Аврору" я таких подробностей не знал. Был в Питере, ходил, смотрел, а подробностей не знал.
А вообще рассказы ленинградца на удивление хороши.Присоединясь к просьбам публиковать их чаще.
 
 
+7 #2 Administrator 2013-12-16 00:20 Уважаемые читатели!
Спасибо за интерес и внимание к нашему журналу. Я получаю немало писем с просьбой публиковать записки Александра Дмитриева чаще и в бОльшем объеме. Поверьте, редакция сделает все возможное, чтобы это случилось в самое ближайшее время, учитывая ваш интерес к произведению автора.
 
 
+8 #1 lopatka 2013-12-16 00:17 Ну наконец-то! Еле дождалась продолжения записок ленинградца. Редактор, это что же такое? Каждый день захожу на сайт, ищу рассказы Александра Дмитриева, а их надо ждать целый месяц.
Редактор! Сделайте публикации хотя бы еженедельными!! !