• Добро пожаловать

    23.06.11 18:56
  • Что наша жизнь?

    23.06.11 18:57
  • У вас получится!

    23.06.11 18:57
  • Наши авторы

    23.06.11 19:29
  • Работает библиотека

    23.06.11 19:36

Авторизация

Подскажите друзьям

Каталоги

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
БКНС Каталог сайтов Кожор

АЛЕКСАНДР  ГРИНЬ

Общество, которое возникает в условиях перехода от тоталитарных к посттоталитарным структурам, имеет преимущества формирования структур в чистом виде и недостаток - их, возрождение в процессе становления в стране соответствующей формы.

Двумя главными структурами, определяющими политическую систему общества в Украине, являются гражданское общество и государство.

Гражданское общество как объект внимания философов, историков, юристов, экономистов выходит на авансцену истории, начиная с ХV-го столетия. Характеризуя степень зрелости общественного развития, будучи показателем уровня саморефлексии, оно становится необходимым элементом общества, выделяясь как относительно самостоятельная целостность лишь в современном мире.

Гражданское общество – это отделенная от государства структура общества, плоскость частной, реальной жизни, автономная сфера общественного бытия, которая не подлежит прямому контролю и регламентированию со стороны власти. Сфера непосредственных и разнообразных  интересов, их выражение и осуществление в отличие от государства – деятельности условной и формальной. Это форма общения  людей как частных лиц, поведение которых регулируется непосредственно самыми же людьми,  прежде всего через нормы морали.

Гражданское состояние общества означает еще и структурированность сообщества, его складывание из разных слоев и прослоек. Это также свобода ассоциации индивидов по интересам и вкусам, когда отдельные слои населения образовывают свои группировки и добровольные объединения как учреждения выражение их интересов.

Прослеживая процессы развития взаимоотношений гражданского общества и власти в современной Украине, нужно отметить, что  особо драматические страницы этих отношений приходятся на периоды «перемен» и  процесс  становления этих отношений уходит своими корнями  в историческое прошлое. Сегодня Украина стоит на пороге самого большого со времени обретения независимости «реформистского бума» - имеется в виду дальнейшее реформирование политической системы общества и, как следствие – конституционная реформа. Эти процессы, естественно, повлияют на отношение власти к народу и народа к власти. Каковы же условия равноправного диалога власти и общества? Как наполнить содержанием тезис о созданном в Украине правовом государстве (ст. 1. Конституции Украины) как непременном условии становления гражданского общества?

Концепция гражданского общества и правового государства  окончательно сформировалась в XVII - XVIII веках. Д.Локк, Ш.Монтескье и ряд других философов пришли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть целесообразно разделить на три независимые ветви (вертикали) власти - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из «ветвей власти» должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие. И.Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властями. Он считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться, то есть фактически обосновал основной тезис существования правового государства. С конца XVIII века под правом понимается уже не совокупность норм установленных или санкционированных государством или монархом, а нормативная система, которая существенно ограничивает возможности произвола во взаимоотношениях централизованной власти и общества.

      Правовое государство может существовать только там и тогда, где и когда существует гражданское общество. Идею разграничения гражданского общества и государства предложил Г.В.Ф.Гегель. Общество, таким образом, - это гражданское общество плюс государство. То есть гражданское общество - это негосударственная часть общества, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество должны быть относительно самостоятельны, «сосуществуя» друг с другом в диалоге (Гуссерль, Хайдеггер). Причем, они не должны представлять собой некую устоявшуюся структуру, а должны характеризовать реальное развитие процессов, происходящих в обществе. Однако следует отметить, что это «сосуществование» гражданского общества и власти в некоторых случаях может осуществляться на деле параллельными или расходящимися курсами, когда власть живет по своим понятиям и законам, а гражданское общество – по своим. Здесь, видимо, более уместно было бы употребить термин «сотрудничество», но такие взаимоотношения гражданского общества и власти возможны лишь при полном совпадении целей общественного развития. Причем не декларируемых властью, а реальных. Возможности такого сотрудничества – безграничны и это подтверждено множеством примеров из истории развития цивилизации.

 В современном понимании гражданское общество это:  

-общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но активно взаимодействующее с ним в том числе в вопросах устройства государственной власти и принятии властных решений;

-общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих в государстве  совместно с его институтами развитые правовые отношения.

     В реальной политической жизни могут существовать три возможных варианта взаимоотношения гражданского общества и государства, фактически характеризующие режим власти в стране:

1.     Гражданское общество всеми возможными способами подавляется государством. Следствием этого подавления  является возникновение тоталитарного режима.

2.     Государство исполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, формируется как правовое государство. При этом виде взаимоотношений формируется демократический режим.

3.     Если взаимоотношения носит неустойчивый характер, то устанавливается шаткое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают различные варианты авторитарных режимов.

     Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид. Создание правового государства и формирование гражданского общества - актуальные проблемы в современной Украине. Однако Украина имеет уникальный опыт политической жизни в условиях отсутствия национальной государственности, древние демократические традиции, свои национальные, специфические особенности политического сознания, формировавшегося в весьма противоречивых и своеобразных условиях. Поэтому простое копирование западного опыта здесь вряд ли может быть приемлемым. Следует отметить, что в идее гражданского общества проявился европейский, западный подход к личности.  В восточной же общественной мысли, как и на практике политической жизни, ценности правового равенства людей исторически не развиты. Напомним, что в западной политической культуре в системе "общество - человек" приоритет принадлежит человеку, в восточной же - обществу и государству. Так сложилось исторически и это необходимо учитывать при исследовании проблемы взаимоотношения власти и народа. Опыт Запада показывает, что гражданское общество вырастало там из исторически сложившихся взаимоотношений и институтов, социально развивалось, и только потом уже подчинило законам своего развития и функционирования социально-политическую формацию. Именно там возникали и развивались модели совершенствования общества, движения за гражданские и политические права, за изменения в политической системе, за развитие взаимоотношений народа и власти. То есть происходил реальный процесс формирования и развития гражданского общества. И этот процесс начался на Западе примерно, на 80-100 лет раньше, чем на территории современной Украины. Имеется в виду, что процесс модернизации гражданского общества на Западе намного раньше прошел стадии становления современных форм государственного управления, формирования демократически настроенного общественного сознания, процесс внедрения в политические традиции общества.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между слоями общества, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти (2.507.). Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой. Основным институтом политической системы является государство. Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциаций. Государство – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области. (2, с.576)

Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

 обязательным наличием социальной основы правящих сил;

 наличием специального аппарата власти;

 наличием государственной территории;

суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

Политологов, пожалуй, более, чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства и государственной власти, а значит, и вопрос о взаимоотношении государственной и негосударственной частей политической системы. Материалистический подход определяет государство как своеобразную "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества.

Организуя совместную жизнь людей, государство, тем не менее, всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство -  это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является субъектом неизбежного ограничения внешней части  свободы индивида. Со своей стороны индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой саморазвития и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.

Одной из стратегических целей реформирования украинского общества стало становление и развитие гражданского общества и правового государства. В этом смысле гражданское общество является именно тем социальным заказом и той идеей, которые во многом определяют дальнейший путь развития Украины как демократического государства. Несмотря на неоднозначность понимания термина «гражданское общество» существует точка зрения, которая является основной и признается большинством: Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства.

Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических отношений, предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, внутренней подоплекой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.

Коренными функциями гражданского общества можно назвать социально-компенсаторную и компенсаторно-регулирующую (воспроизводства и воспитания), коммуникативную, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гарантии против произвола власти. Выполнение этих функций возложено на структурные элементы гражданского общества – самодеятельные и добровольные гражданские объединения. Именно здесь происходит становление и социализация граждански активной личности.

В современной Украине гражданские движения возникают и вновь исчезают. Развиваются и уходят с политической и общественной сцены. Существуют профессиональные, молодежные, национальные, творческие, экологические, культурные  и другие направления. Некоторые из них появляются в ответ на сиюминутные проблемы, другие с самого создания имеют открыто ангажированный характер. Контроль со стороны государства и его структур за подобными «карманными» объединениями в этом случае значительно облегчается. Особенно заметно влияние на этот тип объединений во время выборных кампаний, они становятся предметом политического торга, теряя при этом преимущества неполитической структуры, перестают противостоять власти. В этом случае они помогают утвердить в государстве режим монополии на экономическую и политическую власть. Это относится в равной степени и к средствам массовой коммуникации – одному из основных институтов гражданского общества. Финансирование прессы со стороны власти делают СМИ зависимым придатком, рупором  правящих структур. Ни о каком открытом обсуждении проблем взаимоотношений власти и общества  в таком случае не может быть и речи. Так же как и о действенном контроле со стороны гражданского общества над властными структурами (в чем, собственно и состоит основная функция гражданского общества в демократическом государстве).

Зрелое гражданское общество – это не только структурированное сообщество политически активных индивидов, это массовое участие народа в диалоге с властью. Это создание равноправных условий для участия в решении государственных проблем со стороны власти и народа. Чем большее количество людей включено в эти отношения, тем действеннее и стабильнее гражданское общество в государстве. Речь идет об осознанном политическом участии граждан демократического государства в реальном осуществлении государственной власти.

 Правовое государство является основополагающим условием существования демократии. При этом оно предполагает не только разделение власти на три вертикали, но и разделение политической системы на государственную власть, и гражданское общество. Иначе говоря, «четвертой ветвью власти» стоило бы назвать не столько средства массовой информации (одну из частей гражданского общества), сколько, возможно, само гражданское общество. Тогда возникает необходимость исследования этого феномена и разработки механизмов влияния на властные решения со стороны гражданского общества.

Какие же принципы существования гражданского общества вытекают из взаимодействия его с государством?

-ценности, нравственные нормы или идеи, возникающие в процессе функционирования гражданского общества, государство затем должно  легализовать, придать им законную силу, то есть власть должна строить свою работу с учетом мнения народа, то есть источника власти. А для этого необходимо разрабатывать и внедрять в политическую структуру систему постоянного мониторинга мнений, возникающих в недрах гражданского общества;

-государственная власть не должна доминировать в вопросах взаимодействия с гражданским обществом. Приоритет в этом случае должен несомненно принадлежать структурам и институтам гражданского общества;

-гражданское общество должно свободно формироваться, развиваться, разрешать возможные конфликты между многообразными общественными объединениями в условиях интеграции общества;

-развитое гражданское общество должно обеспечивать формирование активной жизненной позиции гражданина, создание социальной атмосферы в стране, предполагающей свободное развитие  индивида.

Современное украинское государство, с его тоталитарным прошлым, с обществом, в котором до сих пор еще сильны  авторитарные тенденции в управлении и общественной жизни, трудно назвать «…демократическим, социальным и правовым» (ст. 1 Конституции Украины). Сегодня нельзя назвать безоблачным процесс взаимоотношений и взаимодействий государственной власти и его источника (ст. 5 Конституции Украины) – народа, составляющего основу гражданского общества. Диалог между властью и гражданским обществом пока больше похож на монолог, причем исходящий «сверху». При этом необходимо отметить, что «диалог» (греч. dialogos –беседа) означает разговор двух сторон, поэтому для диалога (в нашем случае общества и власти) необходимо обоюдное желание, сотрудничество, стремление понять друг друга, а не хайдеггеровское «сосуществование», когда нежелание одной стороны или невозможность высказаться для другой,  приводит к разрушению условий для диалога.

Отсутствие прогресса в решении некоторых вопросов общественной жизни в Украине можно назвать «тормозом» на пути формирования истинно гражданского общества. Для исправления ситуации необходимо:

 Сделать конкретные шаги навстречу друг другу для осуществления диалога между властью и обществом, так как предполагаемая интеграция Украины в мировое экономическое и политическое пространство возможна лишь при условии тщательно разработанной стратегической программы развития институтов гражданского общества;

 Создать равноправные условия для диалога между государственной системой управления и институтами  гражданского общества с учетом мнения каждого элемента этой структуры;

  Повысить  профессиональный и интеллектуальный уровень руководящих обеими сторонами диалога структур  в условиях перехода на более высокую ступень социально-экономического развития и требованиями текущего исторического  момента;

  Качественно обновить содержания деятельности основных политических институтов и институтов гражданского общества. Большую роль в этом должно сыграть реформированная система образования и воспитания, совершенствование системы формирования политического сознания современного человека, избирательной системы и повышение политико-правовой ответственности субъектов диалога общества и власти.

Следствием этих социально-политических реформаций должно стать как качественное обновление существующих политических элит, так и создание условий для формирования нового гражданского сознания индивида, его отношения к вопросам государственного строительства, улучшение условий жизни народа.

     Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных ассоциаций людей, призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое, равноправное отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тем больше оснований для формирования демократических начал в Украине. И, наоборот, чем  меньше будет развито гражданское общество в стране, тем более вероятно возникновение авторитарных или же тоталитарных тенденций в институтах государственной власти Украины.

В основе концепции гражданского общества лежат идеи индивидуальной свободы и частной собственности. Заинтересованные группы  и организации предоставляют отдельной личности возможность для реализации её способностей. Они отражают разнообразие  экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей.

 В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политической и духовной.

     Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Огромную роль здесь играют трудовые коллективы, кооперативы, акционерные общества, предпринимательские ассоциации, семейные предприятия и т.д. Развитие указанных образований зависит от многообразия различных форм собственности, существующих в государстве, создание условий для их развития и функционирования.

     Политическая сфера - это отношения, возникающие в процессе удовлетворения политических интересов и свобод путём участия в партиях, движениях, гражданских инициативах, политической жизни вообще. Именно эти интересы являются доминирующими и определяющими политическое лицо общества, его отношение к существующей государственной власти, лицам, осуществляющим эту власть.

    Духовная сфера - это отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся на предложенном уровне в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций и т.д.

     Итак, гражданское общество – это ассоциация свободных людей, ориентированных на благо общества, целями которых является утверждение в жизни людей принципов свободы, справедливости, толерантности, ценностей демократического развития наций и народов, населяющих страну. В результате диалога гражданского общества и власти эти цели должны становиться основными и для властных структур.

Комментарии  

 
0 #3 Corund 2013-03-10 16:50 К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.
А. С. Пушкин
 
 
+1 #2 laguta 2013-03-08 01:16 Гражданское общество - идеал либерализма.
Проблема в том,что очень трудно увязать сферу частных интересов и потребности общества в целом.Вообще,гражданс кое общество-враг общественного интереса!
 
 
+2 #1 karmelava 2013-03-03 15:10 Гражданское общество-явление крайне противоречивое поскольку имеет две взаимоисключающ ие тенденции:стрем ление каждого к свободе от каких-либо оков и стремление каждого эту свободу обуздать во избежание хаоса.