• Добро пожаловать

    23.06.11 18:56
  • Что наша жизнь?

    23.06.11 18:57
  • У вас получится!

    23.06.11 18:57
  • Наши авторы

    23.06.11 19:29
  • Работает библиотека

    23.06.11 19:36

Авторизация

Подскажите друзьям

Каталоги

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
БКНС Каталог сайтов Кожор

"Все мамы и папы любят детей одинаково, но воспитывают по-разному", — утверждает этнопедагогика. Что полезного стоит взять на заметку, познакомившись с педагогическими приемами со всего мира?


По-японски
В Японии до 5 лет ребенок — бог, с 5 до 15 — раб, с 15 — равный. Иными словами, сначала детям разрешается все: они могут залезать в грязь, обзываться, буянить. Никому и в голову не придет отчитать малыша или сказать, что он плохо воспитан: максимум, что могут позволить себе родители, — неодобрительно взглянуть на хулигана или предупредить, что его действия опасны. Но зато к шести годам ситуация кардинально меняется: ребенок попадает в жесточайшую систему запретов и ограничений, и к подростковому возрасту из него получается образцовый член общества — дисциплинированный, законопослушный, четко знающий свои обязанности и беспрекословно подчиняющийся общественным правилам.
Как у них это получается без детского бунта? Дело в том, что суть воспитания по-японски — "вписать" ребенка в принятую систему ценностей, научив жить в коллективе. Самое страшное для японских детишек — быть отвергнутым обществом. Поэтому достаточно мощным воспитательным стимулом бывает простое "Если ты так будешь себя вести, с тобой не будут общаться другие", усиленное родительским "А мне будет за тебя очень стыдно". И это отлично работает!

Воспитанный коллективизм, с одной стороны, неплохо: дух единства сплачивает людей, делает их сильнее, с другой — мешает проявлению самостоятельности. Впрочем, японцам это не очень-то надо. Тут мало кто рвется в лидеры — привлекать к себе внимание, выделяться считается дурным тоном. Именно поэтому в Японии никогда не сравнивают детей между собой, не хвалят за успехи и не ругают за промахи ("Ты не хуже остальных, просто тебе нужно больше заниматься").
Отдельная тема — отношения матери и ребенка. За воспитание в Японии отвечают женщины — отцы детьми практически не занимаются. И хотя в последние годы некоторые мамы пытаются совмещать работу и семью, большинство придерживается традиционного разделения обязанностей: муж — добытчик, жена — хранительница очага. Если же японка отдает ребенка в сад, а сама идет работать, это считается проявлением эгоизма.
По-китайски
Китайская система воспитания в корне отличается от японской. Если в Стране восходящего солнца мамы носятся с детьми в прямом и переносном смысле слова, то китаянки, хоть и обожают своих отпрысков, но считают нужным дистанцироваться от них. Тут в порядке вещей отдать ребенка в сад уже в трехмесячном возрасте. И государство добросовестно воспитывает юных граждан, создав для этого все условия. Причем если в прежние времена в Китае обучали только мальчиков (девочки считались существами практически бесполезными — они должны были вести хозяйство и не перечить мужу), то сейчас ценность образования признали для обоих полов. И не только признали, но и, пожалуй, переплюнули весь мир: в Поднебесной учить детей начинают чуть ли не с пеленок — полуторагодовалые крохи не только играют и рисуют, но и пытаются... считать и писать!

Родителям же достается другая важная миссия, а вернее, целых две. Во-первых, воспитать в ребенке беспрекословное послушание и умение довольствоваться малым. Поэтому, когда чадо два часа ждет маму у магазина или отказывается от любимого лакомства, чтобы тренировать силу воли, это в порядке вещей. Во-вторых, привить трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность. Поэтому детей тут особенно никто не жалеет. Помимо школьных уроков нагружают кучей дополнительных занятий. Не так давно в Америке вышла книга Эмми Чуа, американки китайского происхождения, "Боевая песнь матери-тигрицы", в которой автор делится своими взглядами на воспитание детей. По ее мнению, в основе процветания Китая — железная дисциплина, безоговорочное послушание и редкое трудолюбие его граждан.
По-английски
Про англичан кто-то сказал, что собак они любят больше, чем детей. Конечно, это шутка, но в каждой шутке... Основную задачу британские педагоги видят в том, чтобы "влить железо в души детей". Иначе говоря, сделать их психологически устойчивыми и... скупыми на эмоции. Англичане держатся чопорно не только по отношению к посторонним — они такие же и внутри своей семьи. Сантименты тут не приняты, сюсюканье — тоже. Также как и вторжение в частную жизнь другого, даже близкого (поэтому тут не обсуждают дела любовные и прочие личные темы). Дети быстро усваивают принятые в обществе стандарты поведения и стараются им соответствовать. В итоге они не слишком откровенны с мамой, мама — с папой, папа — с бабушкой и т. д. Кстати, о бабушках. В отличие от украинских им и в голову не придет стать нянькой для внуков. В лучшем случае соберут родственников на Рождество или проведут с детьми часть каникул. У бабушек-дедушек — своя личная жизнь, на которую никто не может посягать. Родители тоже не слишком носятся со своими отпрысками: кормят-поят, одевают, находят школу поприличнее. Ну а дальше ребенок отправляется в свободное плавание. Такая система воспитания хороша тем, что практически исключает инфантилизм — дети растут самостоятельными и целеустремленными. Однако все хорошо в меру. Лозунг "Я ничем тебе не обязан" с удовольствием подхватывает и младшее поколение, повторяя его по отношению к престарелым родителям.
По-американски
С американцами все сложнее. С одной стороны, это самое свободное государство, с другой — самое пуританское. С одной — лозунги феминисток, с другой — социально-поощряемое "идеальное домохозяйствование" женщин с детьми. Правда, феминистки все-таки не остались неуслышанными: в последнее время с отпрысками все чаше остаются отцы, особенно если мамы получают хорошее жалованье. Впрочем, даже если не получают, папаши все равно много и с удовольствием возятся со своими наследниками. Причем не ждут, когда те подрастут, а прямо с рождения. Тут в ходу термин "бондинг" (от англ. to bond — "связывать, соединять"), обозначающий глубинную связь с малышом. Американские отцы готовы постигать науку бондинга днем и ночью, нося кроху на руках, пеленая, купая и т. д.
Для американцев вообще семья на первом месте. Поэтому даже самые занятые родители считают своим долгом присутствовать не только на выпускном вечере в школе, но и на рядовом утреннике в детском саду. На экскурсии и пикники тоже принято выезжать полным семейным составом. Отговорки типа "папа за неделю устал, пусть отдохнет дома, футбол посмотрит" не принимаются. Для американской семьи ребенок — это, как правило, тщательно продуманный "проект", к которому готовы оба родителя. Большинство мам и пап стараются быть как можно ближе к семье: если есть возможность работать на дому, многие так и делают. Вы спросите: а когда же они тогда отдыхают от детей? А они делают это вместе с ними. В Штатах очень распространен совместный досуг матери и ребенка — такие своеобразные клубы по интересам: пока мамочки общаются, дети играют друг с другом. Именно играют — заокеанские родители в отличие от наших и тем более китайских не стремятся с пеленок обучать их иностранным языкам и игре в шахматы. Вот пойдут в школу — научатся, а пока не стоит лишать их детства.

 

Впервые опубликовано  vsegda_tvoj

Комментарии  

 
+1 #4 kalin 2020-01-30 12:36 Любая из доступных систем воспитания детей носит лишь рекомендательны й характер. Нельзя слепо следовать какой-либо одной методике. Выбрать лучшее из каждой эффективной методики является оптимальным решением для каждой семьи.
 
 
+3 #3 kupido 2012-05-02 23:57 Как неоднократно подчеркивал К.Д. Ушинский: "Общей системы народного воспитания для всех народов нет не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания. У каждого народа своя особая национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.Опыт других народов в деле воспитания является драгоценной наследием для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, каким бы заманчивым ни был этот образец, так нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, какой бы она не была стройной и хорошо обдуманной. Каждый народ в этом должен испытать свои собственные силы".
 
 
+4 #2 liudmiladugan 2012-05-01 00:12 Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Считается,что термин введён и популяризирован Г.Н.Волковым.Более подробно можно найти здесь:www.inter-pedagogika.ru
 
 
+5 #1 vip 2012-04-26 00:53 Индустриализаци я, глобализация… Все так, но в вопросах ухода за ребенком люди склонны придерживаться методов традиционных — и компромиссов не признают. Мередит Смолл, антрополог из Корнелльского университета, называющая свою сферу деятельности «этнопедиатрией », говорит, что стандартных, единых для всех подходов к уходу за ребенком не существует. Пуэрториканцы, к примеру, оставляют грудных младенцев на попечение их старших братьев и сестер, не достигших еще пятилетнего возраста, а в Гонконге мать не доверит свое дитя и самой опытной няньке. В каждом регионе мира — свои испытанные временем хитрости, приемы и подходы. Так что к мнению ученых из Колумбийского университета, рекомендующих использовать подмороженный хлеб, когда у младенца режутся зубы, вряд ли прислушаются китайские родители, которые, ничего не предпринимая, просто ждут, когда этот болезненный процесс завершится. «Представители каждой культуры полагают, что их методы — единственно верные», — говорит Смолл.