Posted in
Педагогика -
Дневник на стол!
"Все мамы и папы любят детей одинаково, но воспитывают по-разному", — утверждает этнопедагогика. Что полезного стоит взять на заметку, познакомившись с педагогическими приемами со всего мира?
По-японски
В Японии до 5 лет ребенок — бог, с 5 до 15 — раб, с 15 — равный. Иными словами, сначала детям разрешается все: они могут залезать в грязь, обзываться, буянить. Никому и в голову не придет отчитать малыша или сказать, что он плохо воспитан: максимум, что могут позволить себе родители, — неодобрительно взглянуть на хулигана или предупредить, что его действия опасны. Но зато к шести годам ситуация кардинально меняется: ребенок попадает в жесточайшую систему запретов и ограничений, и к подростковому возрасту из него получается образцовый член общества — дисциплинированный, законопослушный, четко знающий свои обязанности и беспрекословно подчиняющийся общественным правилам.
Как у них это получается без детского бунта? Дело в том, что суть воспитания по-японски — "вписать" ребенка в принятую систему ценностей, научив жить в коллективе. Самое страшное для японских детишек — быть отвергнутым обществом. Поэтому достаточно мощным воспитательным стимулом бывает простое "Если ты так будешь себя вести, с тобой не будут общаться другие", усиленное родительским "А мне будет за тебя очень стыдно". И это отлично работает!
Воспитанный коллективизм, с одной стороны, неплохо: дух единства сплачивает людей, делает их сильнее, с другой — мешает проявлению самостоятельности. Впрочем, японцам это не очень-то надо. Тут мало кто рвется в лидеры — привлекать к себе внимание, выделяться считается дурным тоном. Именно поэтому в Японии никогда не сравнивают детей между собой, не хвалят за успехи и не ругают за промахи ("Ты не хуже остальных, просто тебе нужно больше заниматься").
Отдельная тема — отношения матери и ребенка. За воспитание в Японии отвечают женщины — отцы детьми практически не занимаются. И хотя в последние годы некоторые мамы пытаются совмещать работу и семью, большинство придерживается традиционного разделения обязанностей: муж — добытчик, жена — хранительница очага. Если же японка отдает ребенка в сад, а сама идет работать, это считается проявлением эгоизма.
По-китайски
Китайская система воспитания в корне отличается от японской. Если в Стране восходящего солнца мамы носятся с детьми в прямом и переносном смысле слова, то китаянки, хоть и обожают своих отпрысков, но считают нужным дистанцироваться от них. Тут в порядке вещей отдать ребенка в сад уже в трехмесячном возрасте. И государство добросовестно воспитывает юных граждан, создав для этого все условия. Причем если в прежние времена в Китае обучали только мальчиков (девочки считались существами практически бесполезными — они должны были вести хозяйство и не перечить мужу), то сейчас ценность образования признали для обоих полов. И не только признали, но и, пожалуй, переплюнули весь мир: в Поднебесной учить детей начинают чуть ли не с пеленок — полуторагодовалые крохи не только играют и рисуют, но и пытаются... считать и писать!
Родителям же достается другая важная миссия, а вернее, целых две. Во-первых, воспитать в ребенке беспрекословное послушание и умение довольствоваться малым. Поэтому, когда чадо два часа ждет маму у магазина или отказывается от любимого лакомства, чтобы тренировать силу воли, это в порядке вещей. Во-вторых, привить трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность. Поэтому детей тут особенно никто не жалеет. Помимо школьных уроков нагружают кучей дополнительных занятий. Не так давно в Америке вышла книга Эмми Чуа, американки китайского происхождения, "Боевая песнь матери-тигрицы", в которой автор делится своими взглядами на воспитание детей. По ее мнению, в основе процветания Китая — железная дисциплина, безоговорочное послушание и редкое трудолюбие его граждан.
По-английски
Про англичан кто-то сказал, что собак они любят больше, чем детей. Конечно, это шутка, но в каждой шутке... Основную задачу британские педагоги видят в том, чтобы "влить железо в души детей". Иначе говоря, сделать их психологически устойчивыми и... скупыми на эмоции. Англичане держатся чопорно не только по отношению к посторонним — они такие же и внутри своей семьи. Сантименты тут не приняты, сюсюканье — тоже. Также как и вторжение в частную жизнь другого, даже близкого (поэтому тут не обсуждают дела любовные и прочие личные темы). Дети быстро усваивают принятые в обществе стандарты поведения и стараются им соответствовать. В итоге они не слишком откровенны с мамой, мама — с папой, папа — с бабушкой и т. д. Кстати, о бабушках. В отличие от украинских им и в голову не придет стать нянькой для внуков. В лучшем случае соберут родственников на Рождество или проведут с детьми часть каникул. У бабушек-дедушек — своя личная жизнь, на которую никто не может посягать. Родители тоже не слишком носятся со своими отпрысками: кормят-поят, одевают, находят школу поприличнее. Ну а дальше ребенок отправляется в свободное плавание. Такая система воспитания хороша тем, что практически исключает инфантилизм — дети растут самостоятельными и целеустремленными. Однако все хорошо в меру. Лозунг "Я ничем тебе не обязан" с удовольствием подхватывает и младшее поколение, повторяя его по отношению к престарелым родителям.
По-американски
С американцами все сложнее. С одной стороны, это самое свободное государство, с другой — самое пуританское. С одной — лозунги феминисток, с другой — социально-поощряемое "идеальное домохозяйствование" женщин с детьми. Правда, феминистки все-таки не остались неуслышанными: в последнее время с отпрысками все чаше остаются отцы, особенно если мамы получают хорошее жалованье. Впрочем, даже если не получают, папаши все равно много и с удовольствием возятся со своими наследниками. Причем не ждут, когда те подрастут, а прямо с рождения. Тут в ходу термин "бондинг" (от англ. to bond — "связывать, соединять"), обозначающий глубинную связь с малышом. Американские отцы готовы постигать науку бондинга днем и ночью, нося кроху на руках, пеленая, купая и т. д.
Для американцев вообще семья на первом месте. Поэтому даже самые занятые родители считают своим долгом присутствовать не только на выпускном вечере в школе, но и на рядовом утреннике в детском саду. На экскурсии и пикники тоже принято выезжать полным семейным составом. Отговорки типа "папа за неделю устал, пусть отдохнет дома, футбол посмотрит" не принимаются. Для американской семьи ребенок — это, как правило, тщательно продуманный "проект", к которому готовы оба родителя. Большинство мам и пап стараются быть как можно ближе к семье: если есть возможность работать на дому, многие так и делают. Вы спросите: а когда же они тогда отдыхают от детей? А они делают это вместе с ними. В Штатах очень распространен совместный досуг матери и ребенка — такие своеобразные клубы по интересам: пока мамочки общаются, дети играют друг с другом. Именно играют — заокеанские родители в отличие от наших и тем более китайских не стремятся с пеленок обучать их иностранным языкам и игре в шахматы. Вот пойдут в школу — научатся, а пока не стоит лишать их детства.
Впервые опубликовано vsegda_tvoj
Комментарии
Считается,что термин введён и популяризирован Г.Н.Волковым.Более подробно можно найти здесь:www.inter-pedagogika.ru
RSS лента комментариев этой записи.